Статья

Название статьи МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ КОРРЕЛЯЦИОННОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОГРЕШНОСТЕЙ КООРДИНАТ НА ТОЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ СОВМЕСТНОМ МАНЕВРИРОВАНИИ КОРАБЛЕЙ
Автор И.С. Гарматенко
Рубрика РАЗДЕЛ I. МЕТОДЫ И АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ
Месяц, год 11, 2014
Индекс УДК 656.61.052
DOI
Аннотация Рассматриваются спутниковые навигационные системы (СНС), являющиеся основным средством для обеспечения навигационной безопасности плавания. Использование автоматической идентификационной системы (АИС) на основе работы СНС в режиме высокой точности (дифференциальном режиме) позволяет определить относительную позицию, параметры движения искомых объектов с высокой точностью и обеспечить совместное маневрирование кораблей. Данное преимущество АИС используется для оценки опасности от столкновения. Определение относительной позиции и параметров движения с использованием АИС при работе СНС в стандартном режиме характеризуется значительной случайной погрешностью и не позволяет обеспечить решение задач совместного маневрирования. Повышение точности определения относительной позиции с использованием АИС по СНС в стандартном режиме может быть обеспечено централизованными измерениями на совместно маневрирующих кораблях на один момент времени по единому созвездию навигационных спутников определенной СНС, чем достигается корреляционная зависимость погрешностей координат, близкая к 1. Современные приемоиндикаторы позволяют осуществлять измерения по заданному оператором созвездию спутников СНС. Производство измерений по созвездию из 3–4 спутников обеспечивает определение координат в течение продолжительного промежутка времени (от 3 до 8 часов в зависимости от широты места наблюдателя) на дистанции между совместно маневрирующими кораблями до 50 км. Производство централизованных измерений при определении относительной позиции может позволить обеспечить использование АИС вне зависимости от возможности использования СНС в дифференциальном режиме. Данное преимущество может быть реализовано в оценке опасности столкновения. Целью данной работы является: – оценить влияние корреляционной зависимости погрешностей координат совместно маневрирующих кораблей, определяемых с использованием СНС на точность определения относительной позиции; – оценить возможность повышения точности определения относительной позиции совместно маневрирующих кораблей с использованием АИС при централизованном определении координат по единому созвездию СНС, исходя из обеспечиваемой АИС дискретности выработки динамической информации о координатах и параметрах движения совместно маневрирующих кораблей. Цель работы достигается разработкой модели оценки влияния корреляционной зависимости погрешностей координат на точность определения относительной позиции при совместном маневрировании кораблей. Оценка полученных результатов показала возможность значительного определения относительной позиции с использованием АИС по СНС в стандартном режиме.

Скачать в PDF

Ключевые слова Корреляционная зависимость; погрешности координат; относительная позиция; совместное маневрирование; АИС.
Библиографический список 1. Маринич А.Н., Проценко И.Г., Резников В.Ю., Устинов Ю.М., Черняев Р.Н., Шигабутдинов А.Р. Судовая автоматическая идентификационная система / Под общ. ред. Устинова Ю.М. – СПб.: Судостроение, 2004. – 180 с.
2. Навигационная аппаратура потребителей спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR «Бриз–ПЛ». Руководство по эксплуатации. ТДЦК.461513.026 РЭ. – СПб.: КБ НАВИС. – М., 2002. – 73 с.
3. Вагущенко Л.Л., Вагущенко Л.А. Поддержка решений по расхождению с судами. – Одесса: Феникс, 2010. – 229 с.
4. Резолюция IMO А.917(22) от 29 ноября 2001 г. Руководство по эксплуатации на судах морской Автоматической идентификационной системы (АИС).
5. Михайлов С.А., Орлов Е.О. Методика расчета параметров сближения судов с использованием информации АИС // Сборник научных трудов. Вып. 16 «Судовождение». – Одесса: ОНМА им. Попова, 2009. – С. 113-123.
6. Нахатович Л.А., Чичин М.А., Шарапов К.И., Ярошенко С.А. Управление штурманской службой при ведении операций и боевых действий силами ВМФ. Часть I: учебное пособие. – СПб.: ВМА, 2003. – 116 с.
7. Кабиров Р.С., Филонов Л.И., Тихонов А.Ю. Организация навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения боевых действий соединений кораблей ВМФ.
Часть 2: учебное пособие. – СПб.: ВМА им. Кузнецова Н.Г., 2004. – 208 с.
8. Дьяконов В.П. MathCAD в математике: справочник. – М.: Телеком, 2007. – 960 с.
9. Луконин В.П. Теория обработки навигационной информации: учебное пособие. – СПб.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2010. – 295 с.
10. Михайлов С.А., Орлов Е.О. Оценка погрешностей расчета параметров сближения судов по данным АИС // Материалы Х научно-практической конференции «Практические проблемы развития радиосвязи и радионавигации в ГМЗЛБ, в системах АИС, СУРС и РИС». – Одесса: ОНМА им. Попова, 2009. – С. 45-47.

Comments are closed.