ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

  • И. Е. Селезнева Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН
Ключевые слова: Интегрированные авиационные системы, высокоавтоматизированные ВС, беспилотные ВС, численность парка ВС, длина патрулируемой трассы

Аннотация

Эксплуатирующие организации и потенциальные потребители авиационных работ и
услуг могут не в полной мере получать выгоды от внедрения безэкипажных или высокоав-
томатизированных ВС, внедряя их лишь локально, в рамках традиционных бизнес-моделей
применения авиации, нередко даже в фиксированных объемах, характерных для ВС преж-
них поколений, с более высокой стоимостью эксплуатации. Целью работы является опре-
деление границ области формирования интегрированных авиационных систем (ИАС) как
эффективного механизма внедрения технологий автоматизации управления воздушными
судами, когда внедрение беспилотных или высокоавтоматизированных ВС будет эффек-
тивно при формировании ИАС. На основе модели оптимального патрулирования рассчи-
таны численности ВС без формирования ИАС и при формировании ИАС. Определены зна-
чения эксплуатационных затрат и значения штрафов и потерь от аварийных ситуаций
при формировании ИАС с беспилотными и (или) высокоавтоматизированными ВС и без
формирования ИАС с беспилотными и (или) высокоавтоматизированными ВС и с пилоти-
руемыми ВС. Определена зависимость области эффективности формирования ИАС от
исследуемых параметров. Проведены параметрические расчеты для характерных значений
параметров. Показано, что максимального экономического эффекта позволяет достичь
формирование оптимальных ИАС с безэкипажными или высокоавтоматизированными ВС,
в которых по глобальному экономическому критерию оптимизируется как парк ВС и
стратегия его применения, так и «ответные» бизнес-процессы потребителя авиационных
работ и услуг. Определены границы значений затрат на внедрение технологий автомати-
зации в зависимости от длины патрулируемой сети, когда внедрение беспилотных или вы-
сокоавтоматизированных ВС будет эффективно только при формировании ИАС, и без
формирования ИАС и когда внедрение беспилотных или высокоавтоматизированных ВС
будет неэффективно, эффективно будет оставить пилотируемые ВС. Таким образом,
действенным механизмом распространения технологий автоматизации управления и по-
вышения эффективности бизнес-процессов в различных отраслях является формирование
целостных ИАС силами организаций-разработчиков и производителей АТ, в интересах
потенциальных потребителей авиационных работ и услуг.

Литература

1. Varyukhina E.V., Klochkov V.V. Intellektual'nye aviatsionnye tekhnologii obespecheniya
bezopasnosti poletov i priemlemoy obshchey stoimosti vladeniya aviatsionnoy tekhnikoy [Intelligent
aviation technologies to ensure flight safety and an acceptable total cost of ownership
of aviation equipment], Grazhdanskaya aviatsiya na sovremennom etape razvitiya nauki,
tekhniki i obshchestva: Sb. tezisov dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy
konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu otechestvennoy grazhdanskoy aviatsii [Civil aviation
at the current stage of development of science, technology and society: Sat. abstracts of reports
of the International Scientific and Technical Conference dedicated to the 100th anniversary of
domestic civil aviation]. Moscow: MGTU GA, 2023, pp. 441-443.
2. Glasov V.V., Zybin E.Yu., Kos'yanchuk V.V. Neparametricheskiy metod funktsional'noy
rekonfiguratsii sistemy upravleniya vozdushnogo sudna pri otkazakh ispolnitel'noy podsistemy
[Nonparametric method of functional reconfiguration of an aircraft control system in the event
of failures of the executive subsystem], Sb. tezisov dokladov IV Vserossiyskoy nauchnotekhnicheskoy
konferentsii «Modelirovanie aviatsionnykh sistem» [Collection of abstracts of
reports of the IV All-Russian Scientific and Technical Conference “Modeling of Aviation Systems”].
Moscow: GosNII AS, 2020, pp. 210-211.
3. Dutov A.V., Glasov V.V., Shakun A.V., Kos'yanchuk V.V., Zybin E.Yu., Lelikov M.A. Osnovnye
tseli, zadachi, etapy i tekhnologii intellektualizatsii kompleksov bortovogo oborudovaniya
perspektivnykh vozdushnykh sudov grazhdanskoy aviatsii [Main goals, objectives, stages and
technologies for intellectualization of on-board equipment complexes of promising civil aviation
aircraft], Tekhnika vozdushnogo flota [Air fleet technology], 2023, No. 1, pp. 26-35.
4. Eger S.M., Liseytsev N.K., Samoylovich O.S. Osnovy avtomatizirovannogo proektirovaniya
samoletov [Fundamentals of computer-aided aircraft design]. Moscow: Mashinostroenie,
1986, 232 p.
5. Egoshin S.F., Klochkov V.V. Zadachi razvitiya sanitarnoy aviatsii i sovershenstvovaniya
prostranstvennoy organizatsii zdravookhraneniya v Rossii [Tasks of developing sanitary aviation
and improving the spatial organization of healthcare in Russia], Rossiya: Tendentsii i
perspektivy razvitiya. Ezhegodnik [Russia: Trends and development prospects. Yearbook].
Moscow, 2020, pp. 628-637.
6. Egoshin S.F., Klochkov V.V. Integrirovannaya aviatsionnaya sistema obespecheniya
obshchestvennoy bezopasnosti [Integrated aviation system for ensuring public safety], Vestnik
Voronezhskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia], 2021, No. 2, pp. 46-56.
7. Zheltov S.Yu., Kislitsyn Yu.D., Samoylov D.V., Khokhlov S.V. Sovremennye podkhody v
modelirovanii aviatsionnykh sistem [Modern approaches to modeling aviation systems], Sb.
tezisov dokladov IV Vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii «Modelirovanie
aviatsionnykh sistem» [Collection of abstracts of the IV All-Russian Scientific and Technical
Conference “Modeling of Aviation Systems”]. Moscow: GosNII AS, 2020, 5 p
8. Klochkov V.V., Nikitova A.K. Metody prognozirovaniya sprosa na bespilotnye letatel'nye
apparaty i raboty po vozdushnomu patrulirovaniyu [Methods for forecasting demand for unmanned
aerial vehicles and air patrol work], Problemy prognozirovaniya [Forecasting problems],
2007, No. 6, pp. 144-151.
9. Klochkov V.V., Rozhdestvenskaya S.M., Fridlyand A.A. Obosnovanie prioritetnykh napravleniy
razvitiya aviatsionnoy tekhniki dlya mestnykh vozdushnykh liniy [Justification of priority directions
for the development of aviation technology for local air lines], Nauchnyy vestnik
GosNII GA [Scientific Bulletin of the State Research Institute of Civil Aviation], 2018, No. 20
(331), pp. 93-102.
10. Klochkov V.V., Toporov N.B., Egoshin S.F. Integrirovannye aviatsionnye sistemy [Integrated
aviation systems], Upravlenie bol'shimi sistemami: Sb. trudov [Management of large systems:
Collection of works], 2021, No. 90, pp. 94-120.
11. Platonova A.V. Formirovanie innovatsionno-orientirovannoy integrirovannoy sredy v
aviastroenii [Formation of an innovation-oriented integrated environment in the aircraft industry],
Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: ekonomika i
menedzhment [Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and
management], 2021, Vol. 13, No. 3, pp. 132-138.
12. Selezneva I.E., Klochkov V.V., Egoshin S.F. Matematicheskaya model' mezhotraslevoy
koordinatsii strategiy razvitiya (na primere zdravookhraneniya i aviastroeniya) [Mathematical
model of intersectoral coordination of development strategies (using the example of healthcare
and aircraft manufacturing)], Upravlenie bol'shimi sistemami: Cb. trudov [Management of
large systems: Collection of works], 2022, Issue 99, pp. 57-80.
13. Tikhonov A.I. Organizatsionno-ekonomicheskie mekhanizmy vybora strategii razvitiya
predpriyatiya aviatsionnoy promyshlennosti [Organizational and economic mechanisms for
choosing a development strategy for an aviation industry enterprise], Vestnik akademii znaniy
[Bulletin of the Academy of Knowledge], 2020, No. 37 (2), pp. 325-330.
14. Anania .C., Rice S., ierce M., Winter S.R., Capps …Milner M.N. Public support for police
drone missions depends on political affiliation and neighborhood demographics, Technology in
Society, 2019, No. 57, pp. 95-103.
15. Boucher P. You wouldn’t have your granny using them: Drawing boundaries between acceptable
and unacceptable applications of civil drones, Science and Engineering Ethics, 2015,
22 (5), pp. 1391-1418. Retrieved from https://link-springercom.ezproxy.libproxy.db.erau.edu/
article/10.1007%2Fs11948-015-9720-7.
16. Brown J.P. The Effect of Automation on Human Factors in Aviation, The Journal of Instrumentation,
Automation and Systems, 2016, Vol. 3, No. 2, pp. 31-46.
17. Cameron E.D. Unmanned aircraft systems: Factors that affect the acceptance of unmanned
aircraft usage within the united states national airspace system. University of North Dakota,
2014. Retrieved from http://ezproxy.libproxy.db.erau.edu/.
18. Clothier R.A., Greer D.A., Greer D.G., Mehta A.M. Risk perception and the public acceptance
of drones, Risk Analysis Journal, 2015. Available at: https://doiorg.ezproxy.
libproxy.db.erau.edu/10.1111/risa.12330.
19. Kharoufah H., Murray J., Baxter G., Wild G. A review of human factors causations in commercial
air transport accidents and incidents: From to 2000–2016, Progress in Aerospace Sciences,
2018, Vol. 99, pp. 1-13.
20. Read G., O'Brien A., Stanton N.A., Salmon P.M. What is going on? Contributory factors to
automation-related aviation incidents and accidents, Proceedings of the Human Factors and
Ergonomics Society Annual Meeting, 2020, Vol. 64. Issue 1, pp. 1697-1701.
Опубликован
2024-04-15
Выпуск
Раздел
РАЗДЕЛ I. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ