ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОРТАТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ НА БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА

  • В.П. Можайцев Южный федеральный университет
  • Д. В. Семенихина Южный федеральный университет
Ключевые слова: Портативные электронные устройства, высокоинтенсивные электромагнитные поля

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме анализа рисков, возникающих при эксплуатации
воздушных судов в случаях нахождения на борту самолета портативных электронных уст-
ройств, и выбору методов проверки устойчивости бортового оборудования к воздействию
таких устройств. В статье рассмотрены все возможные пути распространения паразитных
и преднамеренных излучений от портативных электронных устройств к бортовым радиоэлек-
тронным системам и проанализированы два основных аспекта воздействия портативных
электронных устройств на бортовое оборудование воздушного судна. Первый аспект опреде-
ляет самолетную систему и рекомендации по квалификации оборудования, подверженного ра-
диоизлучению, которые обеспечивают устойчивость к радиоизлучению от намеренно пере-
дающих переносных электронных устройств. Обычно это трактуется, как защита от воздей-
ствия портативных электронных устройств «через заднюю дверь». Второй аспект определя-
ет приемлемые помехи, вызывающие потери в полосе пропускания между самолетными радио-
приемниками и переносными электронными устройствами с паразитным радиоизлучением. Это принято называть защитой от воздействия переносных устройств «через переднюю
дверь». На основе анализа основных рисков, связанных с помехами, создаваемыми портативны-
ми радиоэлектронными устройствами самолетным системам, определены системы самолета,
для которых должна быть выполнена демонстрация соответствия стойкости к воздействию
портативных электронных устройств. Для демонстрации соответствия стойкости самолет-
ного оборудования к воздействию «через переднюю дверь» необходимо оценить уровни возмож-
ных помех, создаваемых портативными электронными устройствами в полосе приема само-
летного оборудования. Демонстрация соответствия самолетного оборудования к воздействию
«через заднюю дверь» аналогична демонстрации стойкости к воздействию высокоинтенсив-
ным электромагнитным полям и косвенным ударам молнии. Необходимо выполнить одним из
двух предлагаемых методов для установления их восприимчивости к радиоизлучению и кон-
трольные уровни восприимчивости систем самолета к радиоизлучению. Первый метод связан с
доставкой оборудования на стенд испытаний по радиочастотному излучению, второй метод –
с выполнением испытания систем, которые установлены на применимом самолете. Вырабо-
таны рекомендации по выбору методов для верификации устойчивости систем самолета к
воздействию портативных устройств. Проанализированные аспекты воздействия помогут
определить объем и методики проведения испытаний для снятия ограничений использования
портативных электронных устройств на борту воздушного судна.

Литература

1. RTCA DO-119, Interference to aircraft electronic equipment from devices carried aboard,
RTCA, April 1963.
2. RTCA DO-294B, Guidance on allowing transmitting portable electronic de- vices (t- peds) on
aircraft, December 2006.
3. RTCA DO-199, Potential interference to aircraft electronic equipment from devices carried
aboard, RTCA, September 1988.
4. RTCA DO-233, Portable electronic devices carried on board aircraft, August 1996, Errata
August 1999.
5. Strauss W. Portable electronic devices onboard commercial aircraft: assessing the risks. Ph.D.
Thesis, Carnegie Mellon University, 2005 Carnegie-Mellon report.
6. NASA ASRS Database Report Set, “passenger electronic devices”, Update Number 11.0, January
23, 2007.
7. EUROCAE ED 118, Report on electromagnetic compatibility between passenger carried portable
electronic devices (peds) and aircraft systems, November 2003.
8. Rukovodstvo po upravleniyu bezopasnost'yu poletov (RUBP) IKAO Doc 9859 AN/474,
izdanie tret'e – 2013 [ICAO Safety Management Manual Doc 9859 AN/474, third edition –
2013].
9. Rukovodstvo po organizatsii kontrolya za obespecheniem bezopasnosti poletov Doc 9734
AN/959 [Guidelines for the organization of control over flight safety Doc 9734 AN/959].
10. Rukovodstvo po provedeniyu proverok organizatsii kontrolya Doc 9735 AN/960 [Guidelines
for conducting inspections of the organization of control Doc 9735 AN/960].
11. ARP5583. Guide to certification of aircraft in a high intensity radiated field (hirf) environment.
2010.
12. EUROCAE ED 107. Guide to certification of aircraft in a high-intensity radiated field (HIRF)
environment. 2010.
13. AC/AMJ 20.1317. The certification of aircraft electrical and electronic systems for operation
in the high intensity radiated field (HIRF) environment, 1998.
14. SAE ARP 5416 Revision A - aircraft lightning test methods, SAE Aerospace, 2013.
15. SAE ARP 5412 Revision B - aircraft lightning environment and related test waveforms, SAE
Aerospace, 2013.
16. AC 20 136 Revision B - Aircraft electrical and electronic system lightning protection, Federal
Aviation Administration, 2011.
17. 14 CFR. Code of Federal Regulations CFR). Title 14. Aeronautics and space.
18. CS-25 EASA. Certification Specification. Large aeroplanes.
19. RTCA DO-160E. Environmental conditions and test procedures for airborne equipment, December
2004.
20. EUROCAE ED 14. Environmental conditions and test procedures for airborne equipment
training, revision G, January 2015.
21. EUROCAE ED-130. Guidance for the development of portable electronic devices (ped) tolerance
for civil aircraft, revision b, June 2022.
Опубликован
2023-02-27
Выпуск
Раздел
РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОНИКА, НАНОТЕХНОЛОГИИ И ПРИБОРОСТРОЕНИЕ