ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУЛЬТИАГЕНТНЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В ПРИПОРТОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ

  • О.Н. Числов Ростовский государственный университет путей сообщения
  • Э.А. Мамаев Ростовский государственный университет путей сообщения
  • М. В. Колесников Ростовский государственный университет путей сообщения
  • М.В. Бакалов Ростовский государственный университет путей сообщения
  • В.М. Задорожний
Ключевые слова: Мультиагентное взаимодействие, оператор, интеллектуализация, транспортный полигон, области влияния, территориальная картина, аналитические кривые

Аннотация

В условиях множественности операторов и собственников подвижного состава на
сети железных дорог России имеют место следующие проблемы: излишняя загрузка про-
пускных и провозных способностей участков, встречный перепробег порожних вагонов
одного типа, излишний пробег порожних вагонов, снижение участковой скорости и др. Для
решения указанных проблем необходимо более эффективное взаимодействие участниковперевозочного процесса на принципах логистики, моделирования рынка грузовых перевозок,
формирования математических моделей с использованием методов цифровизации и интел-
лектуализации управления. Данная работа посвящена исследованию вопросов актуализации
принципов моделирования мультиагентного взаимодействия в припортовых транспортных
системах. Методической основой исследования являются методы статистического, мор-
фологического, регрессионного и системного анализа, математического и аналитического
моделирования. Исследование и моделирование параметров распределения грузо- и вагоно-
потоков в условиях мультиагентности транспортного комплекса, при котором применя-
ется разработанный авторами экономико-географический метод разграничения «облас-
тей влияния» станций позволяет создавать аналитические модели процесса перевозок на
основе комплексной оценки транспортно-технологической инфраструктуры железнодо-
рожного полигона и стоимости транспортных услуг. Особенностью является построение
компьютерной географической модели распределения подвижного состава по видам пере-
возок для припортовых станций аналитическими кривыми высших порядков. «Области
влияния» станций погрузки, получаемые методом экономико-географического разграниче-
ния, позволяют сформулировать ряд предпочтительных направлений при распределении
вагонопотоков. Полученная территориальная картина распределения вагонопотоков явля-
ется основой для решения многокритериальной задачи оптимизации регулирования направ-
лений вагонов с учетом многооператорского рынка подвижного состава, цифровизации и
интеллектуализации отрасли. Помимо решения задач регулирования рынка транспортных
услуг в форме распределения подвижного состава, вопросы технологического, экономиче-
ского, финансового и цифрового взаимодействия на принципах логистики в мультиагент-
ных системах остаются ключевыми. Формируемые в этой связи модельные и методологи-
ческие предложения должны обеспечить снижение транспортно-логистических издержек
с параллельным улучшением количественных, качественных и временных показателей реа-
лизации интегрированных логистических цепей поставок.

Литература

1. Mogale D.G., Cheikhrouhou N., Tiwari M.K. Modelling of sustainable food grain supply chain
distribution system: a bi-objective approach, International Journal of Production Research,
2020, Vol. 58, Issue 18, pp. 5521-5544.
2. Maiyar L.M., Thakkar J.J. Robust optimisation of sustainable food grain transportation with
uncertain supply and intentional disruptions, International Journal of Production Research,
2020, Vol. 58, Issue 18, pp. 5651-5675.
3. Knoop V., Hoogendoorn S. An Area-Aggregated Dynamic Traffic Simulation Mode, European
Journal of Transport and Infrastructure Research, 2015, No. 15 (2), pp. 226-242.
4. Wang X., Meng Q., Miao L. Delimiting port hinterlands based on intermodal network flows:
Model and algorithm, Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review,
2016, Vol. 88, pp. 32-51.
5. Levin B.A., TSvetkov V.Ya. Tsifrovaya zheleznaya doroga: printsipy i tekhnologii [Digital railway:
principles and technologies], Mir transporta [The world of transport], 2018, Vol. 16,
No. 3 (76), pp. 50-61.
6. Erofeev A.A., Borodin A.F. Kontseptsiya intellektual'nogo upravleniya perevozochnym
protsessom i etapnost' ee realizatsii [The concept of intelligent control of the transportation
process and the stages of its implementation], Problemy bezopasnosti na transporte: Mater. X
Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Problems of safety in transport: materials of the X International
Scientific and Practical Conference]: In 5 part. Part 3, under the general ed.
Yu.I. Kulazhenko. Gomel': BelGUT, 2020, pp. 16-20.
7. Kupriyanovskiy V.P. i dr. Razvitie transportno-logisticheskikh otrasley Evropeyskogo Soyuza:
otkrytyy BIM, Internet Veshchey i kiber-fizicheskie sistemy [The development of transport and
logistics sectors of the European Union: an open BIM, Internet of Things and cyber-physical systems],
International Journal of Open Information Technologies, 2018, Vol. 6, No. 2, pp. 54-100.
8. Rozenberg E.N., Ozerov A.V., Lysikov M.G., Ol'shanskiy A.M. O perekhode k prediktivnomu
upravleniyu transportnymi sistemami s ispol'zovaniem Big Data [On the transition to predictive
management of transport systems using Big Data], Tekhnika zheleznykh dorog [Railway
Engineering], 2018, No. 1 (41), pp. 32-37.
9. Larin O.N., Kupriyanovskiy V.P. Voprosy transformatsii rynka transportno-logisticheskikh
uslug v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Issues of transformation of the transport and logistics
services market in the conditions of digitalization of the economy], International Journal
of Open Information Technologies, 2018, Vol. 6, No. 3.
10. Alibekov B.I., Mamaev E.A. Mul'tiagentnye sistemy v logistike: informatsionno-analiticheskie
aspekty [Multi-agent systems in logistics: information and analytical aspects], Vestnik
Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Estestvennye nauki [Bulletin of Dagestan
State University. Ser. 1. Natural Sciences], 2017, Vol. 32, Issue 4, pp. 56-62.
11. Bakalov M.V. Sistemnyy podkhod k voprosu vzaimodeystviya i konkurentsii v regional'noy
transportnoy sisteme [A systematic approach to the issue of cooperation and competition in the
regional transport system], Transport i logistika: strategicheskie prioritety, tekhno-logicheskie
platformy i resheniya v globalizovannoy tsifrovoy ekonomike: Sb. nauchnykh trudov III
mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Transport and logistics: strategic priorities,
technology platforms and solutions in the globalized digital economy: Collection of scientific
papers of the III international scientific-practical conference], 2019, pp. 36-39.
12. Os'minin A.T. O razrabotke intellektual'noy sistemy upravleniya perevozochnym protsessom
[On the development of an intelligent control system for the transportation process],
Zheleznodorozhnyy transport [Railway transport], 2021, No. 3, pp. 17-27.
13. Lyabakh N.N. Matematicheskiy instrumentariy issledovaniya zadach transporta i logistiki
cherez prizmu idey tsifrovoy ekonomiki [Mathematical tools for the study of transport and logistics
problems through the prism of the ideas of the digital economy], Transport i logistika:
strategicheskie prioritety, tekhnologicheskie platformy i resheniya v globalizovannoy tsifrovoy
ekonomike: Sb. nauch. trudov III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii
[Transport and logistics: strategic priorities, technological platforms and solutions in the globalized
digital economy: A collection of scientific papers of the III International Scientific and
Practical Conference]. Rostov-on-Don: FGBOU VO RGUPS, 2019, pp. 217-221.
14. Chislov O.N., Zadorozhniy V.M., Bogachev V.A., Kravets A.S., Bogachev T.V., Bakalov M.V.
Mathematical modeling of cargo flow distribution in a regional multimodal transportation system,
Transport Problems, 2021, Vol. 16, No. 2, pp. 153-165.
15. Chislov O.N., Lyabakh N.N., Kolesnikov M.V., Bakalov M.V., Zadorozhniy V.M. Neyrosetevoe
issledovanie transportnykh sistem [Neural network research of transport systems], Nauchnoinformatsionnyy
sbornik «Transport: nauka, tekhnika, upravlenie» [Scientific and informational
collection "Transport: science, technology, management"]. VINITI RAN, 2021, No. 10, pp. 9-14.
16. Borodin A.F. Problemy kompleksnogo razvitiya zheleznodorozhnoy infrastruktury v
priportovykh transportnykh uzlakh [Problems of complex development of railway infrastructure
in port transport hubs], Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport of the Russian Federation],
2017, No. 4 (71), pp. 45-50.
17. Rakhmangulov A., Muravev D., Hu H., Mishkurov P. Multi-agent optimization of the intermodal
terminal main parameters by using AnyLogic simulation platform: Case study on the
Ningbo-Zhoushan Port, International Journal of Information Management, 2021, Vol. 57,
pp. 102-133. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102133.
18. Tian W., Cao C. A generalized interval fuzzy mixed integer programming model for a multimodal
transportation problem under uncertainty, Engineering Optimization, 2017, Vol. 49, Issue 3,
pp. 481-498.
19. Sun Y., Liang X., Li X., Zhang C. A Fuzzy Programming Method for Modeling De-mand Uncertainty
in the Capacitated Road–Rail Multimodal Routing Problem with Time Windows, Journals Symmetry,
2019, Vol. 11, Issue 1, 91. Available at: https://doi.org/10.3390/sym11010091.
20. Aulin V., Lyashuk O., Pavlenko O., Velykodnyi D., Hrynkiv A., Lysenko S., Holub D., Vovk Y.,
Dzyura V., Sokol M. Realization of the Logistic Approach in the International Cargo Delivery
System, Communications - Scientific letters of the University of Zilina, 2020, Vol. 21 (No. 2),
pp. 3-12.
Опубликован
2022-03-02
Выпуск
Раздел
РАЗДЕЛ II. УПРАВЛЕНИЕ В АВИАЦИОННЫХ, РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМАХ