МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТКАЗОБЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ МУЛЬТИАГЕНТТНОЙ ГРУППЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

  • А. С. Болдырев Южный федеральный университет
  • А.Л. Веревкин Южный федеральный университет
  • Л.С. Веревкина Южный федеральный университет
Ключевые слова: Летательные аппараты, анализ отказобезопасности, мультиагентная группа, матрицы, вероятность функционального отказа

Аннотация

Областями применения CALS-технологий принято считать: совершенствование
деятельности в области разнородных процессов, происходящих на всех этапах жизненного
цикла (ЖЦ) продукции; управление цепочками поставок в течение всего ЖЦ продукции (от
создания концепции изделия до его утилизации); электронная интеграция организаций(предприятий), участвующих в этих процессах на различных этапах ЖЦ; управление под-
держкой ЖЦ продукции Одними из актуальных направлений развития в авиационной от-
расли являются: мултиагентные технологии повышения эффективности летательных
аппаратов (ЛА разного типа в группе и единой миссии) и CALS-технологии. В статье пред-
ложена методика анализа отказобезопасности систем и агрегатов мультиагенттной
группы ЛА в целом, по типам ЛА, их системам, агрегатам. Методика дана на примере
статистических данных АП и ПАП 16 систем: пилотажно-навигационной, выхлопа, зажи-
гания, топливной, управления, электроснабжения, кондиционирования; гидравлической,
радиоаппаратуры связи, приборов контроля, и агрегатов: двигатель, воздушные винты,
крылья, окна, фонарь, десяти самолетов Ан-2, Л-410, Як-40, Ан-24, Ту-134, Як-42, Ту-154,
Ил-62, Ил-62М, Ил-86. В предложенной методике анализа статистических данных АП и
ПАП используются преобразования с матрицами, которые позволяют не ограничиваться
числом систем, агрегатов, и самих ЛА. Рассчитано время работы до функционального
отказа систем и агрегатов по типам ЛА Определена средняя вероятность функционально-
го отказа каждой из систем и агрегатов в мультиагентной группе, и время до функцио-
нального отказа в целом мультиагентной группы из 10 ЛА, которое составило 132,5 часа и
определено, что ПАП и АП с большей вероятностью произойдут с шасси и двигателем ЛА.
Приведенная методика позволяет: соотносить количественные требования по надежно-
сти к системам и агрегатам с учетом случайных факторов и факторов неопределенно-
сти; давать оценку выполнимости установленных требований к надежности; проводить
сравнительный анализ и обоснование выбора рационального варианта состава группы ЛА.

Литература

1. Available at: https://www.metobr-expo.ru/ru/ui/17007/.
2. Yurchik P.F., Golubkova V.B. Primenenie Web i CALS tekhnologiy na predpriyatii: ucheb.
posobie [The use of Web and CALS technologies in the enterprise: a textbook]. Moscow:
MADI, 2018, 112 p.
3. Akilova I.M., Bushmanov A.V. CALS-tekhnologii [CALS-technologies], Sb. uchebnometodicheskikh
materialov dlya napravleniya podgotovki 09.03.01 «Informatika i
vychislitel'naya tekhnika» [Collection of educational and methodological materials for the direction
of training 09.03.01 "Computer Science and computer engineering"]. Blagoveshchensk:
Amurskiy gos. un-t, 2017, 59 p.
4. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/CALS-tekhnologii [https://ru.wikipedia.org/wiki/
CALS-technologies].
5. Available at: https://studfile.net/preview/4325131/page:4/.
6. Viktorova V.S., Vedernikov B.I., Spiridonov I.B., Stepanyants A.S. Modelirovanie i analiz
kontroleprigodnosti bortovykh sistem samoletov [Modeling and analysis of the controllability
of aircraft onboard systems], Nadezhnost' [Reliability], 2007, No. 3 (22), pp. 62-71.
7. OST 1 00132-97. Nadezhnost' izdeliy aviatsionnoy tekhniki. Metody kolichestvennogo analiza
bezotkaznosti funktsional'nykh sistem pri proektirovanii samoletov i vertoletov [OST 1 00132-97.
Reliability of aircraft products. Methods of quantitative analysis of the reliability of functional systems
in the design of aircraft and helicopters].
8. Smirnov N.N., Andronov A.M., Vladimirov N.I., Lemin Yu.I. Ekspluatatsionnaya nadezhnost' i
rezhimy tekhnicheskogo obsluzhivaniya samoletov [Operational reliability and maintenance
modes of aircraft]. Moscow: Transport, 1974, 304 p.
9. Frolov V.P. Problemy aviaremontnogo proizvodstva v povyshenii effektivnosti ispol'zovaniya LA i
bezopasnosti poletov [Problems of aircraft repair production in improving the efficiency of aircraft
use and flight safety], Metodologicheskie problemy ekspluatatsii LA i obespecheniya bezopasnosti
poletov: Mater. nauchnykh dokladov nauchno-prakticheskoy konferentsii MIIGA [Methodological
problems in operation of the LA and aviation safety: Proceedings of the scientific reports of the international
scientific-practical conference MIIGA]. Moscow: RIO MIIGA, 1991, pp. 34-41.
10. Shapkin V.S. Raschetno-eksperimental'naya otsenka dlitel'nosti razvitiya ustalostnykh
treshchin v tonkostennykh elementakh aviakonstruktsiy pri neregulyarnom nagruzhenii: diss.
… kand. tekhn. nauk [Calculation-experimental estimate of the duration of development of fatigue
cracks in thin-walled elements of aviakonstruktor under irregular loading: cand. of eng.
sc. diss.]. Moscow, 1989, 202 p.
11. Ormotsadze A.R. Sovershenstvovanie tekhnologicheskogo protsessa remonta agregatov
planera samoletov grazhdanskoy aviatsii s ekspluatatsionnymi povrezhdeniyami: diss. …
kand. tekhn. nauk [Calculation-experimental estimate of the duration of development of fatigue
cracks in thin-walled elements of aviakonstruktor under irregular loading: cand. of eng.
sc. diss.]. Moscow, 1997, 422 p.
12. Shapkin V.S. Vliyanie osnovnykh faktorov ekspluatatsii na kharakteristiki dolgovechnosti i
resursa dlitel'no ekspluatiruemykh vozdushnykh sudov i razrabotka metodov ikh otsenki
primenitel'no k elementam konstruktsii planera: diss. … d-ra tekhn. nauk [The influence of the
main factors of operation on the characteristics of durability and resource of long-operated aircraft
and the development of methods for their evaluation in relation to the elements of the airframe
design: dr. of eng. sc. diss.]. Moscow: 1995, 501 p.
13. OST 1 00497-97 Nadezhnost' izdeliy aviatsionnoy tekhniki. Metody otsenki i analiza
pokazateley nadezhnosti samoletov (vertoletov) pri ikh ekspluatatsii [OST 1 00497-97 Reliability
of aircraft products. Methods of evaluation and analysis of reliability indicators of aircraft
(helicopters) during their operation], 13ps.
14. GOST 27.310-95 Analiz vidov, posledstviy i kritichnosti otkazov [GOST 27.310-95 Analysis
of the types, consequences and criticality of failures], 14 p.
15. Available at: http://ooobskspetsavia.ru/2015/10/09/predposylki-i-prichiny-aviacionnyxproisshestvij/.
16. Gnedenko B.V., Belyaev Yu.K., Solov'ev A.D. Matematicheskie metody v teorii nadezhnosti:
Osnovnye kharakteristiki nadezhnosti i ikh statisticheskiy analiz [Mathematical methods in the
theory of reliability: The main characteristics of reliability and their statistical analysis]. 2nd
ed. Moscow: URSS, 2013, 584 p.
17. Boldyrev A.S., Verevkin A.L., Pshikhopova K.V., Verevkina L.S. Metodika i modelirovanie
nadezhnosti sistemy gruppovogo upravleniya robotizirovannymi platformami [Methodology
and modeling of reliability of a group control system for robotic platforms], Izvestiya YuFU.
Tekhnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engineering Sciences], 2020, No. 4 (152), pp. 87-101.
18. Available at: http://lektsii.net/4-18471.html - Grazhdanskoy aviatsii [http://lektsii.net/4-
18471.html - Civil aviation].
19. Available at: http://airforce.ru/aircraft/miscellaneous/ejectionseats/tu/tu-22_accidents.htm.
20. Available at: https://szmtu-m.favt.ru/public/files/2017/02/НИР2016.pdf.
Опубликован
2022-01-31
Выпуск
Раздел
РАЗДЕЛ III. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ