https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/issue/feed Известия ЮФУ. Технические науки. 2024-04-16T01:00:42+03:00 Бородянский И.М. ilay2002@inbox.ru Open Journal Systems https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/892 МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПУТИ ОБХОДА ПРЕПЯТСТВИЯ АВТОНОМНЫМ НЕОБИТАЕМЫМ ПОДВОДНЫМ АППАРАТОМ 2024-04-15T21:59:25+03:00 Л. А. Мартынова martynowa999@bk.ru М.Б. Розенгауз rozengauz_mb@mail.ru <p>Рассматривается задача безопасного движения автономного необитаемого подвод-<br>ного аппарата (АНПА) в условиях возникновения неподвижных препятствий. Традиционно<br>информация о препятствии формируется по мере приближения АНПА к препятствию, и<br>по ней система управления АНПА принимает решение о параметрах дальнейшего движе-<br>ния АНПА (курс, скорость, глубина). Целью работы явилось определение пространственно-<br>го пути обхода препятствия на основе определение геометрической формы и размеров<br>препятствия по данным цифровых карт. В работе предложен метод определения про-<br>странственного 3D-пути обхода препятствия, использующий полную информацию о гео-<br>метрической форме и размерах препятствия, полученную на основе дополнения данных<br>средств освещения обстановки данными цифровых батиметрических карт районов, через<br>которые пролегает маршрут АНПА, а также – цифровых физических карт районов зем-<br>ной поверхности с указанием мелких островов, выступающих на морскую поверхность.<br>Изобаты батиметрической карты построены по измерениям в узлах сетки, покрывающей<br>рассматриваемый район, шаг сетки превышает сотни метров. Для оценки вероятности<br>возникновения аномалий рельефа дна между узловыми точками сетки, представляющими<br>опасность для движения АНПА, предложено использовать метод нечетко-<br>вероятностного анализа. По узловым точкам, покрывающим препятствие, вычисляется<br>двумерная автокорреляционная функция, формируются значения лингвистических пере-<br>менных. По этим переменным сформированы продукционные правила и с их использованием<br>определена вероятность возникновения аномалий рельефа. Для определения кратчайшего<br>расстояния имеющаяся сетка глубин в узловых точках препятствпия представлена в виде<br>ориентированного взвешенного графа: узлами графа являются узлы сетки с известными<br>глубинами, ребрам назначены веса, равные пространственным расстояниям между узлами<br>трехмерной сетки (широта, долгота, глубина). Разработанный алгоритм определения<br>пути обхода препятствия заключается в определении конечной точки обхода на мар-<br>шрутной траектории за препятствием и поиске кратчайшего пути обхода препятствия<br>путем сравнение текущего рассматриваемого пути с полученными ранее. В случае превы-<br>шения длины рассматриваемого пути в промежуточном узле сформированного ранее пути<br>процесс рассмотрения текущего пути останавливается, и осуществляется переход к рас-<br>смотрению следующего пути. Результаты проведенных численных экспериментов показа-<br>ли, что сокращение пути обхода по сравнению с традиционным подходом препятствия в<br>рассмотренном примере составило 17%.</p> 2024-04-15T21:59:25+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/893 ОБОСНОВАНИЕ ОБЛИКА ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДЪЕМ ПОДВОДНОГО ГРУЗА 2024-04-15T22:09:09+03:00 П. П. Чернусь petr.chernus@yandex.ru П. П. Чернусь pavel.chernus@yandex.ru А. А. Яковлев aa.yakovlev@kbarsenal.ru Р.В. Сахабудинов stapler1@yandex.ru А. С. Голосий a.s.golosiy@mail.ru <p>Целью исследования является разработка способа взаимодействия судна с подводным<br>грузом для его приема и транспортировки. В статье представлены результаты создания ком-<br>плекса подъема подводного груза на судно-носитель. Облик комплекса формировался на основе<br>оценки возможных технических решений, проведения теоретических расчетов и моделирова-<br>ния. Выполнен анализ предыдущего опыта создания аналогов. Для стыковки с подводным грузом<br>с судна-носителя опускается на четырех точках подвеса специальный приемный модуль, при-<br>чем выбор сделан в пользу схемы тросового подвеса. Разработаны четыре механизма, состав-<br>ляющие основу комплекса – механизм подъема, механизм компенсации, механизм демпфирова-<br>ния и механизм фиксации. Основу механизма подъема составляют лебедки с электроприводом,<br>использующие электрические асинхронные двигатели с векторным управлением. Канат меха-<br>низма подъема заведен через полиспаст к грузу. Для компенсации возмущений, вызванных качкой<br>судна-носителя, в разрыв канатной линии включена гидропневматическая система, которая<br>парирует возникающие динамические нагрузки путем перемещения штоков гидроцилиндров.<br>Механизм демпфирования поглощает энергию соударения платформы спускаемого модуля с<br>корпусом судна-носителя в режиме причаливания. Механизм фиксации обеспечивает надежное<br>крепление спускаемого модуля с подводным грузом или без него в походном положении с корпу-<br>сом судна носителя. Модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором получена<br>из обобщённой схемы, путем замыкания обмоток ротора накоротко. Предусмотрен частот-<br>ный способ управления, за базовый вектор принят вектор потокосцепления ротора. В модели<br>тросового подвеса учтена его деформация при движении в процессе эксплуатации. Модель<br>механизма компенсации создана на основании адиабатического процесса в макроскопической<br>системе, при котором система не обменивается теплотой с окружающим пространством. В<br>ходе расчетов и моделирования параметры узлов и механизмов подобраны таким образом, что<br>обеспечиваются технически реализуемые условия функционирования комплекса. При этом ог-<br>раничены нагрузки на тросовую систему и исключены ее провисания, ход каретки компенсато-<br>ра минимизирован. В результате был получен квазиравномерный подъем подводного груза с<br>незначительными колебаниями скорости при качке судна-носителя.</p> 2024-04-15T22:09:09+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/894 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕОРИИ СХОДСТВА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ СКОПЛЕНИЙ ОБЪЕКТОВ ИНТЕРЕСА НА МЕСТНОСТИ 2024-04-15T22:17:03+03:00 В.К. Абросимов avk787@yandex.ru С.М. Лапин serg110687@ya.ru <p>Опыт современных боевых действий инициировал высокую актуальность задач оценки<br>динамики изменения во времени характеристик групп (скоплений) объектов интереса на мест-<br>ности с воздуха. Активное развитие беспилотной авиации, в том числе в составе групп, пред-<br>ставляет новые возможности периодического мониторинга местности с решением задач об-<br>наружения и распознавания скоплений объектов интереса в динамике. В статье проведен ана-<br>лиз возможности использования теории сходства для решения задач оценки сходства видов<br>вооружений, военной и специальной техники по характеру распределения в различных скоплени-<br>ях, в том числе в различных геофизических условиях. Показано, что динамика объектов может<br>быть установлена регулярным мониторингом местности с определением для скоплений различ-<br>ных мер сходства и различия. При этом доказана применимость хорошо себя зарекомендовав-<br>ших статистических методов исследования биоразнообразия, разработанных в биологии для<br>оценки разнообразия популяций, их сложности, схожести, взаимоотношений и др. Приведены<br>характеристики видового разнообразия важнейших детерминированных скоплений войск и<br>техники стран НАТО. Работоспособность предлагаемого подхода продемонстрирована на<br>примере воздушной разведки условного района с распознаванием динамики пяти видов скопле-<br>ний, включающих различные типы ВВСТ, личного состава и средств инженерного оборудова-<br>ния. Даны общие рекомендации по проведению соответствующих оценок и принятию решений.<br>Рекомендованы к применению следующие основные меры сходства: коэффициенты сходства<br>Жаккара – для определения меры сходства скоплений по входящим в их состав видам образцов<br>ВВСТ (автомобилей, танков, орудий, бронемашин и др.); индекс Маргалефа для определения<br>количества видов ВВСТ в общем количестве объектов ВВСТ в скоплении; обобщенная мера<br>разнообразия по Шеннону – для оценки разнообразия видов в скоплении; индекс доминирования<br>Симпсона – для определения доминирующего вида ВВСТ в скоплении; коэффициент Серенсена-<br>Чекановского – для определения степени встречаемости выбранного вида образцов ВВСТ в<br>скоплении. Полученные результаты целесообразно использовать в многокритериальных задачах<br>предполетного и оперативного планирования групповых действий беспилотных летательных<br>аппаратов в интересах мониторинга контролируемой территории с учетом требуемого гра-<br>фика получения достоверной информации</p> 2024-04-15T22:17:02+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/895 АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНОГО РОБОТОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 2024-04-15T22:31:25+03:00 Д.Н. Гонтарь dgontar@sfedu.ru Р. Ю. Джаныбеков dzhanybekov@sfedu.ru А.В. Палеев apaleev@sfedu.ru В.В. Семак semak@sfedu.ru В.В. Соловьев vvsolovev@sfedu.ru <p>В современной системе вооруженного конфликта, где актуальны гибридные и инфор-<br>мационные способы решения боевых задач, становится всё более важным разрабатывать<br>эффективные методы оценки боевых возможностей разведывательно-ударных робототех-<br>нических систем. Данное исследование направлено на создание универсального метода для<br>оценки таких систем в условиях реальной боевой среды, обеспечивая комплексный подход к<br>измерению их эффективности. Авторы делают акцент на интеграции алгоритмических ре-<br>шений, предназначенных для анализа эффективности современного вооружения и военной<br>техники, что позволяет учесть широкий диапазон переменных и тактико-технических ха-<br>рактеристик, характерных для нынешней боевой обстановки. В работе особое внимание<br>уделено выявлению ключевых характеристик наземных боевых роботизированных комплексов<br>и исследованию их использования в группах. Это открывает пути для повышения боевой эф-<br>фективности, уменьшения рисков для личного состава и улучшения процессов принятия ре-<br>шений. С учетом внедрения автономных технологий исследование подчеркивает значимость<br>роботизации в контексте военных действий, акцентируя на необходимости использования<br>машин в местах высокого риска для человека. Проанализировав существующие методики<br>оценки боевой эффективности ударно-разведывательных образцов вооружения и военной<br>техники, авторы предложили алгоритм, который принимает во внимание уникальные тре-<br>бования и характеристики роботизированных систем, включая их огневую мощь, мобиль-<br>ность и выживаемость. Этот алгоритм может стать основой для разработки систем<br>управления роботизированными комплексами следующего поколения, что обеспечит их по-<br>вышенную боевую эффективность и способность к эффективной работе в составе групп военных операций. Таким образом, результаты данного исследования представляют значи-<br>тельный вклад в область военной робототехники, предлагая подходы, которые помогут в<br>разработке и оптимизации роботизированных боевых систем. Эти наработки могут слу-<br>жить основой для улучшения стратегий применения таких систем на поле боя.</p> 2024-04-15T22:31:25+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/896 ПОСТРОЕНИЕ КАРТЫ ОПОРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ НАЗЕМНЫХ РОБОТОВ 2024-04-15T22:39:27+03:00 Б. С. Лапин mail@borislap.ru О. П. Гойдин crer@vniia.ru С.А. Собольников sasobolnikov@vniia.ru И.Л. Ермолов ermolov@ipmnet.ru <p>Целью исследования является формирование геометрической модели среды, содержащей<br>информацию о параметрах подстилающей поверхности для использования в системе планиро-<br>вания движений группы роботов строем на высокой скорости. В статье исследована задача<br>построения карты опорных поверхностей. Приведен анализ существующих исследований по<br>теме определения характеристик опорных поверхностей мобильными роботами. Приведена<br>классификация способов оценки характеристик опорной поверхности на дистанционные и кон-<br>тактные. На основе анализа преимуществ и недостатков известных дистанционных и кон-<br>тактных методов в работе предлагается комбинированный подход, позволяющий использо-<br>вать преимущества обоих методов. Подход основан на дистанционном разделении простран-<br>ства на кластеры по внешним параметрам подстилающей поверхности с потенциально одина-<br>ковыми внутренними свойствами, одновременном определении внутренних параметров под-<br>стилающей поверхности контактным методом и дальнейшем их объединении. При этом осу-<br>ществляется постоянное уточнение параметров поверхности во время перемещения. Подход<br>использует ограниченный перечень стандартных бортовых средств мобильного робота и не<br>требует больших вычислительных затрат по сравнению с методами машинного обучения.<br>Приводится описание дистанционного определения внешних параметров подстилающей по-<br>верхности, в основе которых лежат алгоритмы сегментации облака точек, не требующие<br>предварительного обучения. В качестве аргументов для сегментации используются: координа-<br>ты точек облака, цвет каждой точки и перепад высот в окрестности каждой точки. Описан<br>алгоритм определения внутренних характеристик поверхности контактным способом. В каче-<br>стве внутренних параметров рассматриваются коэффициенты трения между каждым коле-<br>сом и текущей поверхностью. Эти коэффициенты позволяют определить предельные ускоре-<br>ния для каждого робота группы, которые необходимы для реализации системы планирования<br>движений. В работе приводятся результаты экспериментальных исследований дистанционно-<br>го определения параметров подстилающей поверхности в рамках предложенного подхода на<br>данных из публичного набора KITTI. Результаты исследования подтверждают возможность<br>формирования геометрической модели среды, сегментированной на области с различными ха-<br>рактеристиками опорной поверхности без обучения с использованием стандартных аппарат-<br>ных возможностей робота.</p> 2024-04-15T22:39:26+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/897 ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ ПАРАМЕТРОВ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ 2024-04-15T22:49:07+03:00 Е.В. Павлов pavlovvp@mail.ru В.И. Ершов evi-monino@mail.ru А.Ю. Баранник auba@yandex.ru А. В. Лагутина anya-lagutina@yandex.ru <p>Предложен подход к обоснованию параметров робототехнического комплекса, предна-<br>значенного для проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ при<br>ликвидации последствий аварий на особо опасных объектах (далее – РТК). Данный подход<br>основан на формулировании идеальной модели робототехнического комплекса и дальнейшем<br>ее преобразовании с целью обеспечения возможности создания, на основе существующих<br>промышленных технологий, перспективного образца, превосходящего по показателям суще-<br>ствующие робототехнические средства. Выбранный подход определяет ряд положений в<br>отношении процесса обоснования параметров техники и создания ее перспективных образ-<br>цов и технологий, включая теоретические положения, которые следует положить в основу<br>его рассмотрения; способы действий при его организации; алгоритм его осуществления.<br>В ходе достижения поставленной цели – обоснования параметров рассматриваемого РТК,<br>были решены следующие научные задачи: проанализированы проблемы создания модели оп-<br>тимизации параметров, разработана «идеальная модель» оптимизации параметров, на основе которой подготовлена рациональная модель оптимизации параметров РТК. При реше-<br>нии данных задач были определены основные особенности идеальных РТК: автономность,<br>гибкость, интеллектуальность, маневренность, программируемость, обладание сенсорной<br>обратной связь. Кроме того, идеальные РТК должны обеспечивать: исключение гибели и<br>травматизма личного состава при ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС); повы-<br>шение эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (да-<br>лее – АСДНР); гибкость и адаптивность при проведении АСДНР. Под рационализацией иде-<br>альной модели в данной статье предлагается понимать ее преобразование путем снижения<br>требований к соответствующим параметрам. При этом рассматривается два вида рацио-<br>нализации параметров РТК: – по тактическим показателям – модель, которую целесообраз-<br>но реализовать в случае, если стохастическую математическую модель действий РТК уда-<br>стся разработать; – по техническим показателям – модель, используемую, если упомянутая<br>модель действий РТК создана не будет. Такой подход дает возможность оценивать степень<br>отклонения выбранных параметров РТК и используемых методов их обоснования от наилуч-<br>ших вариантов, а также наметить пути по их совершенствованию.</p> 2024-04-15T22:49:06+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/898 АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОЛЕЙ 2024-04-15T22:56:07+03:00 Б. В. Румянцев rymbor17@gmail.com С.В. Прокопчина svprokopchina@fa.ru А.А. Кочкаров akochkar@gmail.com <p>Организация непрерывного мониторинга значительных пространств с динамически<br>меняющимися условиями и обстановкой является одной ключевых задач в различных направ-<br>лениях жизнедеятельности человека. Особо остро эта задача стоит в России с учетом ее<br>территорий (земель), предназначенных для сельскохозяйственной деятельности. Особую<br>важность организации непрерывного мониторинга подчеркивает и развитие концепции и<br>технологий точного земледелия. В качестве средств для решения этой системной задачи<br>могут использоваться различные робототехнические и беспилотные системы, оснащенные<br>необходимым оборудованием в соответствии с локальными задачами непрерывного монито-<br>ринга. Непрерывный мониторинг при этом может быть обеспечен только применением<br>эффективных алгоритмов построения траектории движения используемых подвижных ро-<br>бототехнических и беспилотных (в первую очередь авиационных) систем. Повышение эф-<br>фективности таких алгоритмов с математической точки зрения всегда усложняется цик-<br>личностью траекторий движения, т.е. построением гамильтонова цикла. В рамках данной<br>работы предлагается метод конструирования оптимальной траектории движения при вы-<br>полнении задач непрерывного циклического мониторинга сельскохозяйственных полей. Метод<br>основан на поиске гамильтонова цикла на графе карты местности и позволяет автоматиче-<br>ски строить оптимальный замкнутый путь для произвольной карты местности. Отличи-<br>тельной особенностью метода является использование модифицированного алгоритма поис-<br>ка гамильтонова цикла. Алгоритм может быть масштабирован для карт, соответствую-<br>щих графам с большим (более 100) количеством вершин, для которых стандартный алго-<br>ритм поиска гамильтонова цикла методом перебора требует значительно большего времени<br>выполнения, чем предложенный алгоритм. Показано, что используемый алгоритм обладает в<br>17 раз меньшей константой роста временной сложности, чем стандартный алгоритм поис-<br>ка гамильтонова цикла. Это позволяет увеличить количество вершин графа, используемого<br>для поиска гамильтонова цикла в режиме реального времени (от 0.1 до 100 секунд), на поря-<br>док (от 30 до 500). Разработанный алгоритм может быть внедрён в современные беспилот-<br>ные системы мониторинга состояния сельскохозяйственных полей для оптимизации траек-<br>тории движения беспилотных аппаратов в режиме реального времени (0.1-100 секунд), внося<br>тем самым вклад в динамично развивающуюся область точного земледелия.</p> 2024-04-15T22:56:06+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/899 ОПТИМАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ СТРУКТУРЫ И ПАРАМЕТРОВ РОБОТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕХАНОТЕРАПИИ НА БАЗЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ 2024-04-15T23:03:49+03:00 Л. А. Рыбак rlbgtu@gmail.com А. А. Волошкин voloshkin.artem.a@gmail.com В. С. Перевузник viktorija.kuzmina@yandex.ru Д.И. Малышев malyshev.d.i@ya.ru <p>Анализ состояния исследований показал, что в настоящее время восстановительная ме-<br>ханотерапия широко применяется для реабилитации больных с функциональными нарушениями<br>опорно-двигательной системы, вызванными последствиями сосудистых заболеваний, наруше-<br>ний нейрорегуляции двигательной активности, травм и патологии опорно-двигательного аппа-<br>рата. В восстановительной механотерапии чаще всего использую роботы последовательной<br>структуры, которые обладают необходимой рабочей областью, но при этом имеют низкую<br>грузоподъёмность, в результате чего приходится масштабировать систему. Отличным реше-<br>нием для реализации механотерапии на основе робототехнических средств являются роботы<br>параллельной структуры. В статье представлены структура и модель в двух вариантах испол-<br>нения: одномодульный роботизированный комплекс (РТК) для реабилитации одной конечности<br>и двухмодульный роботизированный комплекс для реабилитации обеих конечностей. Каждый<br>модуль включает активный 3-PRRR манипулятор для перемещения стопы пациента и пассив-<br>ный ортез на базе RRR механизма для поддержки нижней конечности. На основе клинических<br>аспектов в области реабилитации сформулированы требования к разрабатываемому РТК для<br>реабилитации нижних конечностей с учетом антропометрических данных пациентов. Разра-<br>ботана математическая модель, описывающая зависимость положений звеньев активных и<br>пассивных механизмов двух модулей от углов в шарнирах пассивного ортеза с учётом вариан-<br>тов креплений кинематических цепей активных манипуляторов к подвижным платформам и их<br>конфигураций. Разработан метод параметрического синтеза гибридной робототехнической<br>системы модульной структуры с учётом сформированных уровней параметрических ограниче-<br>ний в зависимости от эргономичности и технологичности конструкции на основе критерия в<br>виде свёртки, включающей два компонента, один из которых основан на минимизации недос-<br>тижимых точек траектории с учётом особенностей антропометрических данных, а другой на компактности конструкции. Разработан цифровой двойник РТК и подвесной предохрани-<br>тельный механизм в составе РТК с использованием средств CAD/CAE системы NX. Проекти-<br>рование пассивного RRR механизма выполнено путем реверсивного инжиниринга с использова-<br>нием 3D сканирования. Представлены результаты математического моделирования, а также<br>результаты анализа.</p> 2024-04-15T23:03:49+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/900 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 2024-04-15T23:08:07+03:00 И. Е. Селезнева ir.seleznewa2016@yandex.ru <p>Эксплуатирующие организации и потенциальные потребители авиационных работ и<br>услуг могут не в полной мере получать выгоды от внедрения безэкипажных или высокоав-<br>томатизированных ВС, внедряя их лишь локально, в рамках традиционных бизнес-моделей<br>применения авиации, нередко даже в фиксированных объемах, характерных для ВС преж-<br>них поколений, с более высокой стоимостью эксплуатации. Целью работы является опре-<br>деление границ области формирования интегрированных авиационных систем (ИАС) как<br>эффективного механизма внедрения технологий автоматизации управления воздушными<br>судами, когда внедрение беспилотных или высокоавтоматизированных ВС будет эффек-<br>тивно при формировании ИАС. На основе модели оптимального патрулирования рассчи-<br>таны численности ВС без формирования ИАС и при формировании ИАС. Определены зна-<br>чения эксплуатационных затрат и значения штрафов и потерь от аварийных ситуаций<br>при формировании ИАС с беспилотными и (или) высокоавтоматизированными ВС и без<br>формирования ИАС с беспилотными и (или) высокоавтоматизированными ВС и с пилоти-<br>руемыми ВС. Определена зависимость области эффективности формирования ИАС от<br>исследуемых параметров. Проведены параметрические расчеты для характерных значений<br>параметров. Показано, что максимального экономического эффекта позволяет достичь<br>формирование оптимальных ИАС с безэкипажными или высокоавтоматизированными ВС,<br>в которых по глобальному экономическому критерию оптимизируется как парк ВС и<br>стратегия его применения, так и «ответные» бизнес-процессы потребителя авиационных<br>работ и услуг. Определены границы значений затрат на внедрение технологий автомати-<br>зации в зависимости от длины патрулируемой сети, когда внедрение беспилотных или вы-<br>сокоавтоматизированных ВС будет эффективно только при формировании ИАС, и без<br>формирования ИАС и когда внедрение беспилотных или высокоавтоматизированных ВС<br>будет неэффективно, эффективно будет оставить пилотируемые ВС. Таким образом,<br>действенным механизмом распространения технологий автоматизации управления и по-<br>вышения эффективности бизнес-процессов в различных отраслях является формирование<br>целостных ИАС силами организаций-разработчиков и производителей АТ, в интересах<br>потенциальных потребителей авиационных работ и услуг.</p> 2024-04-15T23:08:07+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/901 НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ МЕТОДЫ И АЛГОРИТМЫ ФЕДЕРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ В РЕАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ 2024-04-15T23:15:11+03:00 З. В. Нагоев zaliman@mail.ru К.Ч. Бжихатлов haosit13@mail.ru О. З. Загазежева oksmil.82@mail.ru <p>В отличие от существующих методов обучения систем искусственного интеллекта,<br>подходы, основанные на федеративном обучении, не потребуют длительной и дорогостоящей<br>процедуры подготовки обучающей выборки при создании и массовом практическом применении<br>«умных» сельскохозяйственных систем, автономных беспилотных сельскохозяйственных ма-<br>шин и роботов, а полученные системой принятия решений знания будут актуализироваться на<br>постоянной основе. Целью исследования является разработка и внедрение сквозной технологии<br>федеративного обучения для искусственного интеллекта, отсутствие которой сегодня пре-<br>пятствует созданию интегрированных информационно-управляющих систем для растениевод-<br>ства и животноводства («умные» сельскохозяйственные системы), основанных на групповом<br>применении беспилотных наземных и воздушных сельскохозяйственных машин и роботов. Вне-<br>дрение подобных интеллектуальных систем необходимо для сохранения и повышения произво-<br>димой продукции и обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства. В статье описаны<br>нейрокогнитивные методы и алгоритмы федеративного обучения интеллектуальных систем<br>управления сельскохозяйственными процессами в реальной среде. Также предлагается струк-<br>тура обмена данными и знаниями в системе «умного» поля на основе распределенной сети ин-<br>теллектуальных агентов, управляющих системами «умного» поля на различных сельскохозяй-<br>ственных угодьях, на основе федеративного обучения. Каждый интеллектуальный агент пред-<br>ставляет собой программную модель нейрокогнитивных процессов рассуждения и принятия<br>решений в рамках решения определенной задачи. Предложенная структура будет способство-<br>вать совместному накоплению базы знаний в области сельского хозяйства и сможет стать<br>основой множества различных интеллектуальных агентов, эффективно выполняющих кон-<br>кретные задачи в рамках распределенной сети систем управления «умными» полями. Также<br>приводится описание интеллектуальных агентов, выполняющих различные задачи в реальной<br>среде. Приведены примеры разрабатываемых на автономных робототехнических и программ-<br>ных комплексов, на основе которых планируется апробация предложенной концепции федера-<br>тивного обучения систем «умного» поля. Вместе с тем в статье описаны ожидаемые эффек-<br>ты внедрения технологий, основанных на разрабатываемых методах и алгоритмах федера-<br>тивного обучения интеллектуальных агентов, управляющих системами умного поля.</p> 2024-04-15T23:15:11+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/902 НЕПРЕРЫВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫМИ НЕАФФИННЫМИ ОБЪЕКТАМИ 2024-04-15T23:23:23+03:00 А.Р. Гайдук gaiduk_2003@mail.ru В.Х. Пшихопов pshichop@rambler.ru М. Ю. Медведев medvmihal@sfedu.ru В.Г. Гисцов giscov@sfedu.ru <p>Предложен метод построения непрерывного управления неаффинными по управлению<br>объектами с дифференцируемыми нелинейностями и измеряемым вектором переменных со-<br>стояния. Предложенный метод базируется на использовании квазилинейных моделей нелиней-<br>ных объектов, которые создаются на основе их уравнений в форме Коши с сохранением точно-<br>сти описания. В работе показано, что управление по состоянию и воздействиям существует,<br>если нелинейный объект является вполне управляемым по состоянию и удовлетворяет крите-<br>рию управляемости выходом. Для определения управления необходимо по квазилинейной модели<br>объекта найти ряд полиномов и решить полиномиальное и нелинейное алгебраическое уравне-<br>ния. Метод является аналитическим и позволяет обеспечить некоторые первичные показатели<br>качества. Область притяжения положения равновесия замкнутой системы определяется об-<br>ластью пространства состояний, в которой выполняется условие управляемости квазилиней-<br>ной модели объекта. В зависимости от свойств нелинейностей объекта, управление определя-<br>ется либо как функция переменных состояния и отклонения, либо является численным решени-<br>ем, получаемым итерационным методом. Искомое управление найдено в непрерывной форме,<br>однако оно может быть легко записано в дискретном виде для реализации вычислительным<br>устройством. В данной статье приводится обзор и краткий анализ известных результатов в<br>области управления неаффинными объектами, формализуется решаемая задача, формулиру-<br>ются условия ее разрешимости, а также выводятся аналитические выражения для нахожде-<br>ния управляющего воздействия. Приведен численный пример с результатами синтеза и модели-<br>рования, который позволяет заключить, что приведённые соотношения приводят к нахожде-<br>нию непрерывного управления неаффинным объектом с дифференцируемыми нелинейностями и<br>измеряемым вектором состояния, при котором обеспечиваются требуемые свойства замкну-<br>той системы управления. При этом найденное управление обеспечивает равенство статиче-<br>ской ошибки нулю и длительность переходного процесса, не превышающая заданную величину.<br>Приведенные результаты моделирования замкнутой системы управления нелинейным неаф-<br>финным объектом третьего порядка подтверждают выполнение указанных свойств</p> 2024-04-15T23:23:23+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/903 ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПОКРЫТИЯ ТЕРРИТОРИИ ГРУППОЙ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ НАЗЕМНОЙ МОБИЛЬНОЙ ЗАРЯДНОЙ СТАНЦИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ХРОМОСОМЫ 2024-04-15T23:29:27+03:00 Р. Ф. Файзуллин fzllnrml@gmail.com Е.А. Магид magid@it.kfu.ru <p>Статья посвящена решению актуальной проблемы покрытия территории при помощи<br>беспилотных летательных аппаратов (БЛА) с использованием мобильных зарядных станций.<br>Современные практические задачи покрытия территории требуют одновременного участия<br>нескольких БЛА с целью оптимизации временных затрат в ходе миссии. Другим ограничи-<br>вающим фактором в контексте охвата территории с использованием БЛА является дли-<br>тельность автономной работы этих систем. Из-за ограниченной дальности полета на од-<br>ном заряде батареи может возникнуть необходимость в использовании зарядных станций<br>для завершения миссии охвата. Статичные зарядные станции позволяют зарядить аккуму-<br>ляторы БЛА, однако это приводит к прерыванию миссии и увеличивает время, необходимое<br>для завершения охвата. При использовании статичных зарядных станций важно так же<br>правильно выбрать их местоположение, учитывая доступные места для установки. При<br>этом сам процесс установки зарядных станций требует времени, что делает их использова-<br>ние нецелесообразным в миссиях, где покрытие территории нужно осуществить в кратчай-<br>шие сроки, например, при спасательных или поисковых операциях. Мобильные зарядные<br>станции, которые способны перемещаться по территории для оптимизации процесса заря-<br>да или замены аккумуляторов БЛА лишены этих недостатков. Возникает задача планирова-<br>ния траекторий движения не только для БЛА, но и мобильной зарядной станции. При совме-<br>стном планировании движения повышается эффективность охвата, но одновременно воз-<br>растает и вычислительная сложность при поиске траекторий. В настоящей статье реша-<br>ется задача эффективного покрытия территории с использованием нескольких БЛА и мо-<br>бильной зарядной станции при помощи генетического алгоритма. Для адаптации задачи к<br>использованию генетического алгоритма предлагается и обосновывается способ формирова-<br>ния хромосомы, которая корректно отражает решение задачи и позволяет закодировать<br>траектории движения БЛА, мобильной зарядной станции, а также учитывает время и ме-<br>сто проведения подзарядки или замены аккумулятора БЛА. Для исследования предложенного<br>алгоритма разработано программное обеспечение на языке программирования Python. Адек-<br>ватность предложенного подхода подтверждена результатами моделирования</p> 2024-04-15T23:29:27+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/904 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ ДАННЫХ РТК 2024-04-15T23:35:17+03:00 А. П. Зыков zvukof@rambler.ru П. Н. Миронов apr@gosniip.ru <p>В настоящее время в навигационных системах робото-технических комплексов (РТК) ис-<br>пользуют разнородные датчики первичной информации, которые могут обеспечивать избы-<br>точность навигационных данных. Это позволяет повысить точность вычисления параметров<br>движения, а так же позволяет определять их с большей надёжностью при условии выхода из<br>строя одного или нескольких датчиков. В работе дан обзор и приводится классификация низко-<br>уровневых математических методов обработки переопределённых параметров состояния<br>систем навигации РТК. Отмечается, что задача комплексирования является подобластью<br>задачи идентификации систем и поэтому имеет общие с ней подходы к построению решения.<br>В подавляющем большинстве методов, построенных на оптимизационном подходе, в качестве<br>критерия оптимальности используется квадратичная функция ошибок. Все математические<br>методы объединения (комплексной обработки или комплексирования) каких-либо данных разде-<br>ляют на низко-, средне- и высокоуровневые. В системах навигации наибольшее применение име-<br>ют низкоуровневые методы, такие как рекурсивные, нерекурсивные и методы на основе кова-<br>риаций. Нерекурсивные методы редко используются напрямую. Рекурсивные, как правило, по-<br>строены по схеме фильтра Калмана. Не все методы устойчивы к негауссовости и корреляци-<br>онной зависимости исходных данных, что часто встречается в системах навигации с переоп-<br>ределёнными данными. Кроме того, не все методы могут использоваться для решения пробле-<br>мы релевантности данных, поступающих от навигационных приборов. Отмечается, что для<br>методов комплексирования ключевым является подход объединения данных в информационном<br>пространстве, понимаемом, как обратное к ковариационному, поскольку подавляющая часть<br>методов, включая байесовские, сводятся к нему. В связи с этим, наибольший интерес представ-<br>ляют методы на основе ковариаций. Однако, для решения проблемы релевантности данных в<br>системах навигации, являющихся системами реального времени, существующие методы плохо<br>приспособлены, поскольку требуют при каждом такте объединения данных решения трудоём-<br>кой в вычислительном плане оптимизационной задачи. Таким образом, существует проблема<br>разработки новых подходов к решению этой задачи.</p> 2024-04-15T23:35:16+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/905 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ ГРУППЫ БПЛА С СОБЛЮДЕНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ СТРОЯ НА ОСНОВЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ 2024-04-15T23:42:07+03:00 Д.В. Котов dim.kot2009@yandex.ru О.Б. Лебедев lebedev.ob@mail.ru <p>Основным способом решения задач планирования и управления движением является ис-<br>пользование интеллектуальных технологий. При этом интеллектуальные технологии применя-<br>ются для решения задач постановки и корректировки целей управления и программы действий<br>по реализации этих целей, а также для формирования алгоритма управления в условиях неопре-<br>деленности, обусловленной различными факторами, в исполнительных элементах, подсистеме<br>управления движением, подсистеме планирования и поведения. Данная работа посвящена акту-<br>альной проблеме математического моделирования и теории управления: задаче децентрализо-<br>ванного управления мультиагентной системой, состоящей из агентов, моделирующих поведе-<br>ние автономных роботов, с целью обеспечения движения группы роботов, развернутых в линию<br>и в строю типа «конвой». В работе рассматриваются результаты исследований в сфере<br>управления группой беспилотных летательных аппаратов, определены типы задач, которые<br>могут выполняться группой воздушных роботов, выделены основные стратегии управления и<br>их особенности. Сформированы общие позиции, необходимые для разработки детализирован-<br>ного алгоритма группового управления. Каждый робот должен ориентироваться в простран-<br>стве автономно без GPS по сигналам с собственной камеры или лидара (активного дальномера)<br>определять помехи, выстраивать оптимальные пути движения и принимать решения, направ-<br>ленные на достижения цели и выполнения задачи. Управление осуществляется с помощью алго-<br>ритма альтернативной коллективной адаптации, основанного на идеях коллективного поведе-<br>ния объектов адаптации. Для реализации механизма адаптации параметрам вектора сопос-<br>тавляются автоматы адаптации, моделирующие поведение объектов адаптации в среде. Раз-<br>работана структура процесса альтернативной коллективной адаптации, под управлением<br>которой осуществляется передвижение группы роботов в строю</p> 2024-04-15T23:42:07+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/906 ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЗАДАЧАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОРАБЛЕЙ ВМФ 2024-04-15T23:48:45+03:00 И. В. Образцов lionjan@ya.ru М.Г. Пантелеев panteleev.mihail@nicetu.spb.ru <p>Информации о пожароопасных ситуациях, циркулирующей в контурах систем контроля и<br>управления кораблём ВМФ и уровня технологий искусственного интеллекта, вполне достаточно,<br>чтобы разработать научно-методический аппарат обнаружения пожароопасных ситуаций в<br>корабельных помещениях, определения места их возникновения и факторов пожара, прогнозирования развития пожароопасной ситуации и разработать комплекс технологических решений с<br>применением искусственного интеллекта для получения обоснованных рекомендаций по локализа-<br>ции и тушению пожаров на кораблях ВМФ. Это позволит значительно сократить время обна-<br>ружения источников возгорания, дать достоверную информацию о пожароопасной обстановке,<br>спрогнозировать развитие пожара в корабельных помещениях и оперативно организовать борьбу<br>с корабельным пожаром до возникновения критических пожароопасных факторов и ущерба ко-<br>раблю, здоровью и жизни личного состава. Технологии искусственного интеллекта являются эф-<br>фективным средством решения сложных плохо формализуемых задач. К этому классу традици-<br>онно относятся задачи классификации, кластеризации, аппроксимации многомерных отображе-<br>ний, прогнозирования временных рядов, нелинейной фильтрации, управления сложными техноло-<br>гическими объектами. Анализ пожарной опасности технологических процессов, работы кора-<br>бельных систем и технических средств показал, что одним из наиболее перспективных путей<br>разрешения системного противоречия в обеспечении пожарной безопасности является использо-<br>вание технологий искусственного интеллекта. Необходимость разработки интеллектуальных<br>систем обеспеченья живучести на кораблях ВМФ обусловлена необходимостью повышения эф-<br>фективности руководства при борьбе за живучесть в ряде аварий и катастроф. Описаны приме-<br>ры влияния различных факторов на ведение борьбы за живучесть при возникновении аварий. Оп-<br>ределена роль интеллектуальных систем обеспеченья живучести в составе систем кораблей и<br>судов. Обоснована необходимость внедрения таких систем. Разрабатываемые в настоящее время<br>интеллектуальные системы обеспечения живучести на кораблях ВМФ призваны оказывать по-<br>мощь командному составу кораблей и судов в своевременности и обоснованности принятия реше-<br>ний, что позволит повысить эффективность борьбы за живучесть.</p> 2024-04-15T23:48:45+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/907 МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МУЛЬТИ-КОММИВОЯЖЁРА В СРЕДЕ БЕЗ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ОСНОВЕ УМЕНЬШЕНИЯ РАЗМЕРА ПРОСТРАНСТВА РЕШЕНИЙ 2024-04-15T23:55:04+03:00 В.А. Костюков wkost-einheit@yandex.ru Ф. А. Хуссейн firas94mecha@gmail.com И.Д. Евдокимов igor.ezio2000@yandex.ru <p>Проводится анализ проблемы мульти коммивояжера, которая в отличие от знаме-<br>нитой задачи коммивояжера, задействует несколько коммивояжёров, которые посещают<br>заданное количество городов ровно один раз и возвращаются в исходное положение с ми-<br>нимальными затратами на поездку. Задача мульти коммивояжера является важной для<br>области оптимизации маршрутов и распределения назначений между несколькими аген-<br>тами. Основной целью исследования является разработка эффективного метода решения<br>данной проблемы, который позволит сократить время выполнения задач и оптимизиро-<br>вать использование ресурсов. В ходе исследования был создан инновационный метод, осно-<br>ванный на уменьшении размерности пространства решений. Этот метод позволяет более<br>эффективно управлять нагрузкой и ресурсами, что в свою очередь способствует миними-<br>зации общего времени выполнения задач. Особенностью метода является его универсаль-<br>ность и применимость в различных сценариях, включая ситуации с разным количеством<br>задач и коммивояжеров. Такой подход обеспечивает более широкий охват и позволяет<br>оценить применимость метода в различных контекстах, что является важным преиму-<br>ществом данного исследования. Для оценки эффективности разработанного метода было<br>проведено сравнительное исследование с использованием классического метода решения<br>проблемы мульти коммивояжера. Оценка результатов осуществлялась на основе трех<br>ключевых критериев: вычислительного времени получения решения задачи мульти комми-<br>вояжера, суммарной длины пройденных маршрутов коммивояжерами и максимальной дли-<br>ны маршрута среди них. Анализ экспериментальных данных показал, что разработанный<br>метод значительно превосходит классический подход по всем рассматриваемым критери-<br>ям в большинстве экспериментов, так как при использовании предложенного метода сред-<br>нее время расчета для задачи мульти коммивояжера уменьшается на 56% по сравнению с<br>наилучшим известным классическим результатом, при этим средняя сумма длины прой-<br>денных маршрутов коммивояжерами соответственно уменьшается на 12% и максималь-<br>ная длина пути среди пройдённых агентами маршрутов (дисбаланс нагрузки) уменьшается<br>на 8%, что подтверждает высокую эффективность предложенного метода и перспек-<br>тивность для практического применения в различных сферах, где требуется оптимизация<br>маршрутов и распределения задач между несколькими исполнителями</p> 2024-04-15T23:55:04+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/908 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОДСИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕНСАЦИИ ПОМЕХ, С КОМПЕНСАЦИОННЫМИ КАНАЛАМИ, ИНТЕГРОВАННЫМИ В ФАЗИРОВАННУЮ АНТЕННУЮ РЕШЕТКУ ПРОХОДНОГО ТИПА 2024-04-16T00:01:39+03:00 А. М. Лаврентьев alexalawrentew24@icloud.com Р. В. Калашников karomm12@mail.ru Е.А. Бабушкин bebs37@mail.ru <p>Непрерывное совершенствование технологий создания беспилотных авиационных<br>платформ приводит к росту их количественного состава и спектра решаемых ими задач.<br>Установка станций постановки помех в качестве полезной нагрузки на беспилотные ле-<br>тательные аппараты (БпЛА) позволяет осуществлять радиоэлектронное подавление мно-<br>гофункциональных радиолокационных станций (МРЛС) средств противовоздушной оборо-<br>ны за счет превышения числа помех над числом каналов компенсатора этих помех. По-<br>скольку современные МРЛС сантиметрового и миллиметрового диапазонов волн оснаща-<br>ются фазированными антенными решетками (ФАР), чаще всего проходного типа, то за-<br>дача увеличения противопомехового канального ресурса в таких системах наиболее акту-<br>альна. Одним из направлений решения данной задачи является конструктивное объедине-<br>ние (интеграция) основной и компенсационных подрешеток в общем раскрыве ФАР. Данное<br>решение требует незначительной программно-аппаратной доработки образца, заклю-<br>чающейся в применении системы дополнительных облучателей с цифровым выходом, рас-<br>положенных за основным полотном ФАР, что является более экономичным в сравнении с<br>использованием множества вспомогательных малоразмерных компенсационных ФАР.<br>В статье приводится сравнительная оценка эффективности функционирования подсис-<br>темы автоматической компенсации помех с подрешетками компенсационных каналов ин-<br>тегрированных в основную ФАР и автокомпенсатора помех с множеством малоразмерных<br>компенсационных решеток. Исследование проводилось методами компьютерного модели-<br>рования на имитационной программной модели функционирования подсистемы автомати-<br>ческой компенсации помех МРЛС с ФАР при воздействии группы БпЛА – носителей стан-<br>ций постановки помех. Результаты моделирования показали возможность увеличения<br>противопомехового канального ресурса при реализации в МРЛС предложений, а также<br>рост показателя помехоустойчивости в 1,02…1,23 раза по сравнению с МРЛС, оснащенной<br>малоразмерными ФАР компенсационных каналов.</p> 2024-04-16T00:01:38+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/909 ПРОГРАММНЫЕ ПОДХОДЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СИСТЕМАХ МОРСКОГО ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ 2024-04-16T00:10:48+03:00 К. Г. Кебкал konstantin.kebkal@latena.ru А. А. Кабанов kabanovaleksey@gmail.com В. В. Альчаков alchakov@mail.ru В.А. Крамарь kramarv@mail.ru М. Э. Димин dimin.maksim@yandex.ru <p>При одновременной работе нескольких гидроакустических модемов в районе взаимного по-<br>крытия могут возникать коллизии пакетов данных, поступающих на прием от нескольких источ-<br>ников, что приводит к потерям части или всей информации. С ростом числа одновременно рабо-<br>тающих гидроакустических модемов алгоритмы физического уровня не обеспечивают стабиль-<br>ную передачу данных и вероятность возникновения коллизий повышается, что делает работу<br>модемов неэффективной или даже невозможной. Для обеспечения эффективной работы в усло-<br>виях гидроакустической среды распространения сигнала и для уменьшении или исключении колли-<br>зий при обмене и доставке данных между двумя модемами, не обладающими возможностью син-<br>хронной работы, а также для уменьшения времени доступа к среде распространения сигнала<br>требуются методы уровня управления доступом к среде с применением протоколов канального<br>уровня. Обычно, такая задача решается при помощи кодового разделения гидроакустических каналов. Модемы общаются как бы на разных частотах, что не создаёт коллизий, это позволяет<br>общаться абонентам подводной сети в формате «точка-точка», либо в режиме «multicast», то<br>есть всем отдельно, однако, в случае, если надо сделать передачу по сети, такой вариант уже не<br>подойдёт, так как сетевая передача, предполагает работу на основе «broadcast» сообщений. При<br>практическом использовании указанные протоколы удобно поместить в состав программной<br>среды разработки (фреймворк) конкретных пользовательских приложений для решения задач<br>сетевой г/а связи. Такой фреймворк принято называть программным каркасом, он позволяет вы-<br>полнять пользовательскую модификацию имеющихся в составе каркаса сетевых алгоритмов, а<br>также включение силами пользователя новых алгоритмов сетевой гидроакустической связи. Для<br>построения прогнозирующей модели в работе использовались протоколы DACAP, T-Lohi, Flooding<br>и ICRP.Реализация алгоритмов выполнена на языке Erlang. В работе приведены алгоритмы реали-<br>зации указанных протоколов. Приводится сравнительный анализ сетевой работы с использовани-<br>ем протоколов и без них. Оценена эффективность и скорость работы. Даны рекомендации по<br>дальнейшей разработке программного каркаса</p> 2024-04-16T00:10:47+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/910 ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НАВИГАЦИОННОГО ПОЛЯ РОБОТОВ ВОЗДУШНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ В УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ 2024-04-16T00:18:03+03:00 Ю.С. Баричев ybarichev@yandex.ru О. П. Гойдин crer@vniia.ru С.А. Собольников sasobolnikov@vniia.ru В. П. Носков noskov_mstu@mail.ru <p>Обоснована возрастающая в последнее время востребованность использования гете-<br>рогенных групп роботов (роботов воздушного и наземного базирования) повышенной авто-<br>номности при проведении спецопераций в индустриально-городских средах, включая здания.<br>Сформулирована актуальная задача формирования по данным бортовых систем техниче-<br>ского зрения беспилотного летательного аппарата информационно-навигационного поля,<br>обеспечивающего автономный целенаправленный безопасный полет и движение роботов<br>воздушного и наземного базирования в экранированных зонах урбанизированной среды.<br>Формирование обобщенной геометрической модели внешней среды можно обеспечить пу-<br>тем задания множества целевых положений в плане рабочей зоны, которые должен посе-<br>тить БПЛА в заданной последовательности и вернуться в точку старта. В процессе посе-<br>щения достижимых целевых точек формируется обобщенная геометрическая модель внеш-<br>ней среды и определяются текущие координаты БПЛА. Описаны методы и алгоритмы по-<br>строения различных моделей внешней среды и решения навигационной задачи, которые обес-<br>печивают планирование и отработку целенаправленных безопасных траекторий движения в<br>реальном времени по данным бортовых средств, что и является основой автономного управ-<br>ления в том числе и управления гетерогенной группой роботов. В основу систем автономного<br>управления движением роботов воздушного и наземного базирования положены методы и<br>алгоритмы выделения семантических объектов (плоскостей опорной поверхности и верти-<br>кальных стен), которыми изобилуют урбанизированные среды, и экстремальной навигации<br>по двумерным горизонтальным сечениям 3D-изображений (облакам точек), полученным с<br>помощью лидара или камеры глубины. Приведены результаты работы созданных программ-<br>но-аппаратных средств систем автономного управления роботами воздушного и наземного<br>базирования по формированию информационно-навигационных полей и решению навигацион-<br>ных задач по данным бортовых систем технического зрения в реальной индустриально-<br>городской среде, подтвердившие эффективность и практическую ценность предлагаемых<br>методов и алгоритмов. Использование единого информационно-навигационного поля, с одной<br>стороны, существенно повышает автономность группы роботов за счет возможности<br>самостоятельного планирования действий при выполнении сложных спецопераций, а с дру-<br>гой стороны, повышает ситуационную осведомленность операторов роботов, предостав-<br>ляя в удобной форме информацию о месте проведения работ</p> 2024-04-16T00:18:02+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/911 ГИБРИДНЫЙ АЛГОРИТМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ВСТРАИВАЕМЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЕЙ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ НАВИГАЦИИ И НАВЕДЕНИЯ 2024-04-16T00:26:03+03:00 В. А. Тупиков tupikov@nppame.ru В. А. Павлова pavlova@nppame.ru А.И. Лизин lizin_a@nppame.ru П.А. Гессен gessen_pa@nppame.ru В. Д. Саенко eltsova@nppame.ru <p>Было произведено исследование в области систем технического зрения, а также подходов к<br>решению задач обнаружения и сопровождения объектов интереса без априорного знания об их<br>типе с учетом целевой платформы в виде встраиваемого вычислителя оптико-электронной<br>системы. На основании полученных данных был произведен анализ сферы и предложен новый<br>гибридный алгоритм сопровождения для встраиваемых систем. Он основан на сочетании<br>нескольких типов алгоритмов сопровождения, с одним из них в качестве приоритетного,<br>обеспечивающего основную работу, и нескольких вспомогательных для стабилизации и<br>расширения функционала приоритетного. Они связаны внешним циклом обработки, который на<br>основе консенсусного решения внутренних алгоритмов самостоятельно, принимает решение о<br>положении целевого объекта в кадре и хранит в себе вспомогательную информацию для<br>обеспечения корректной работы всего алгоритма, а также отвечающего за принятие решения о<br>повторном обнаружении цели. Предложены две возможные реализации данного подхода используемые в зависимости от мощности доступных вычислительных ресурсов. Реализован<br>вариант алгоритма для доступных вычислительных мощностей, проведены его полунатурные<br>испытания на основании реальных видеопоследовательностей. Они представляют разные фоны и<br>разные структурные объекты интереса с различной динамикой изменения с течением времени.<br>Проведена оценка результатов работы предложенного алгоритма в задачах обнаружения и<br>сопровождения объекта интереса в режиме реального времени на представленных видео при<br>помощи программного комплекса автоматизации тестирования алгоритмов обнаружения и<br>сопровождения. По итогу алгоритм показал высокую эффективность в поставленных задачах,<br>улучшив точностные показатели сопровождения, в сравнении с внутренними алгоритмами,<br>которые работали по-отдельности, за счет добавления поворотной и масштабной<br>инвариантностей, а также значительно повысил способность к повторному обнаружению<br>объекта после его потери. В заключении представлены предложения по дальнейшему развитию и<br>внедрению во встраиваемые вычислители оптико-электронных систем.</p> 2024-04-16T00:26:03+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/912 АНАЛИЗ ОТНОСИТЕЛЬНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ МАСС АКСЕЛЕРОМЕТРОВ В АЛГОРИТМАХ БЕСПЛАТФОРМЕННЫХ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2024-04-16T00:31:38+03:00 А.Е. Морозов Morozov@pnppk.ru Н.Д. Богданов BogdanovND@pnppk.ru <p>Представлен способ алгоритмической компенсации смещения центров чувствитель-<br>ных элементов акселерометров в составе высокоточной инерциальной навигационной сис-<br>темы. Ранее рассматриваемую компенсацию допускалось не применять, ввиду возможно-<br>сти минимизации ее влияния за счет конструктивных особенностей – максимально близко-<br>го расположения акселерометров друг к другу. С модернизацией комплектующих инерци-<br>альных датчиков влияние погрешности типа «size-effect» могло стать существенным по<br>сравнению с погрешностями гироскопов и акселерометров. Целью данной работы являет-<br>ся анализ влияния этой погрешности на решение навигационной задачи в условиях точно-<br>стей современных инерциальных датчиков. В работе подробно изложена схема компенса-<br>ции: отдельно рассматривается компенсация к произвольному центру инерциального из-<br>мерительного блока, учитывающая эффект разнесения триады акселерометров, и к цен-<br>тру вращения транспортного средства, учитывающая место установки на объект экс-<br>плуатации. Дополнительно проанализированы конструкции расположения акселерометров<br>на платформах блока датчиков высокоточной и малогабаритной инерциальных навигаци-<br>онных систем. С помощью серии вращений на наклонно поворотном столе проведен рас-<br>чет разнесения акселерометров по методу наименьших квадратов относительно точки<br>пересечения осей вращения используемого стенда. Получена оценка невязки вычисленных<br>коэффициентов разнесения чувствительных элементов от их номинальных значений.<br>На примере калибровочных вращений достигнуто уменьшение всех паразитных явлений в<br>сигнале акселерометров, проявляемых в результате центростремительного и тангенци-<br>ального ускорений. Аналитически выведено влияние паразитного сигнала акселерометров<br>при курсовой качке изделия на исчисление координат и раскрыта зависимость исследуемой<br>погрешности от времени работы изделия в условиях постоянной качки. С целью верифика-<br>ции проведены реальные испытаниях на наклонно-поворотном столе и изложены получен-<br>ные результаты эффективности компенсации. Приведены результаты компенсации при<br>летных испытаниях на двуместном вертолете вертикального взлета и посадки. Расчет<br>летных испытаний производился путем натурного моделирования по записанными данным<br>с учетом синхронизации используемых датчиков. Отдельно рассматривается компенсация<br>в режиме сведения триады акселерометров к произвольной точке и в режиме сведения<br>акселерометров к центру вращения транспортного средства</p> 2024-04-16T00:31:38+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/913 КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ СЕГМЕНТАЦИИ, СОПРОВОЖДЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВИДЕОАНАЛИТИКИ 2024-04-16T00:38:17+03:00 А.Е. Архипов a.arkhipov@rtc.ru И.С. Фомин i.fomin@rtc.ru В.Д. Матвеев v.matveev@rtc.ru <p>Комплексирование нескольких моделей в одну систему технического зрения позволит ре-<br>шать более сложные и комплексные задачи. В частности, для мобильной робототехники и<br>беспилотных летательных аппаратов (БЛА) является актуальной проблемой отсутствие на-<br>боров данных для различных условий. В работе в качестве решения данной проблемы предлага-<br>ется комплексирование нескольких моделей: сегментации, сопровождения и классификации.<br>Это позволит значительно повысить качество решения сложных задач без дополнительного<br>обучения. Модель сегментации позволяет выделять произвольные объекты из кадров, поэтому<br>ее можно использовать в недетерминированных и динамических средах. Модель классификации<br>позволяет определить необходимые для навигации объекты, которые затем сопровождаются<br>с помощью третей модели. В работе подробно описан алгоритм комплексирования моделей.<br>Ключевым элементом в алгоритме является коррекция предсказаний моделей, позволяющая<br>достаточно надежно сегментировать и сопровождать различные объекты. Процедура кор-<br>рекции предсказаний моделей решает следующие задачи: добавление новых объектов для сопро-<br>вождения, валидация сегментированных масок объектов и уточнение сопровождаемых масок.<br>Универсальность данного решения подтверждается работой в сложных условиях, на которых<br>не обучали модели, например, подводная съемка или изображения с БЛА. Проведено экспери-<br>ментальное исследование каждой из моделей в условиях открытой местности и в помещении.<br>Наборы данных включали сцены актуальные для мобильной робототехники. В частности, в<br>сценах присутствовали движущиеся объекты (человек, автомобиль) и возможные преграды на<br>пути робота. Для большинства классов метрики качества сегментации превышали 80 %. Ос-<br>новные ошибки связаны с размерами объектов. Проведенные эксперименты наглядно демонст-<br>рируют универсальность данного решения без дополнительного обучения моделей. Дополни-<br>тельно проведено исследование быстродействия на персональном компьютере с различными<br>входными параметрами и разрешением. Увеличение количества моделей значительно повыша-<br>ет вычислительную нагрузку и не достигает реального времени. Поэтому одним из направления<br>дальнейших исследований является повышение быстродействия системы</p> 2024-04-16T00:38:16+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/914 ЖИВУЧЕСТЬ БОРТОВЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НАЗЕМНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ 2024-04-16T00:45:36+03:00 Н.А. Бочаров bocharov.na@phystech.edu И.Н. Бычков ignat_b@ineum.ru П.В. Коренев ineum@ineum.ru Н. Б. Парамонов paramonov_n_b@mail.ru <p>Исследования в области создания специализированных вычислительных комплексов для<br>робототехнических комплексов (РТК) ведутся во многих мировых научных центрах и в том<br>числе в нашей стране. Развитие возможностей сенсорных систем, систем глобальной навигации, рост вычислительной мощности и совершенствование алгоритмов позволяют созда-<br>вать бортовые вычислительные комплексы, обладающие широкими интеллектуальными<br>возможностями. Важной, но нерешенной проблемой остается оснащение таких вычисли-<br>тельных комплексов микропроцессорами отечественного производства. Актуальным направ-<br>лением развития перспективных систем управления PTK является разработка производи-<br>тельных бортовых вычислительных систем (БВС), обладающих свойством живучести. Су-<br>щественным, но нерешенным вопросом остается оснащение таких БВС средствами вычис-<br>лительной техники отечественной разработки. Появление современных отечественных мик-<br>ропроцессоров Эльбрус-2С3 и Эльбрус-8СВ открывает новые возможности перед разработ-<br>чиками РТК. Появление таких аппаратных технологий, как сторожевой таймер и модуль<br>привязки времени, позволяет создавать БВС, обладающие высокой живучестью в условиях<br>боевых действий. Для РТК специального назначения, можно разделить период нормальной<br>эксплуатации робота на сегменты по аналогии со степенями боевой готовности вооружен-<br>ных сил, для каждого из которых РТК будет работать в специальном режиме. Режимы<br>характеризуются согласно сложившейся обстановке и соответствующим потоком отказов.<br>В работе представлена модель угроз для самого жесткого из режимов работы. В данной<br>работе представлен метод обеспечения живучести БВС РТК за счет использования адап-<br>тивного резервирования. Метод заключается в переключении между схемами резервирования<br>для обеспечения высокой производительности при сохранении достаточной надежности в<br>зависимости от текущего уровня потока отказов. С использованием разработанной авто-<br>рами модели проведено экспериментальное исследование по оценке эффективности разрабо-<br>танного метода при работе на отечественном БВС на базе микропроцессора «Эльбрус».<br>Использование разработанного метода позволило увеличить среднюю функциональность<br>РТК на 23-43% по сравнению с режимом с постоянным резервированием.</p> 2024-04-16T00:45:35+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/915 РАСШИРЕНИЕ ПРИЗНАКОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ЗАДАЧЕ ПОИСКА И РАСПОЗНАВАНИЯ МАЛОРАЗМЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ 2024-04-16T00:50:38+03:00 В. В. Ковалев vlad.kovalev94@mail.ru Н.E. Сергеев nesergeev@sfedu.ru <p>Одним из актуальных направлений при создании систем раннего обнаружения объектов<br>является разработка алгоритмов поиска и распознавания малоразмерных объектов на изобра-<br>жениях. В задаче раннего обнаружения приходится распознавать объекты на дальних рас-<br>стояниях от места их фиксации камерой. Образ на изображении таких объектов представлен<br>малой компактной группой пикселей, которая претерпевает пространственные и яркостные<br>изменения от кадра к кадру. Для успешного решения этой задачи целевые объекты реального<br>мира должны иметь большие физические размеры. Кроме физических размеров объекта на<br>образ объекта на изображении влияют большое количество факторов: разрешение матрицы<br>камеры, фокусное расстояние объектива, светочувствительность матрицы и др. Вектор ре-<br>шения такой задачи направлен в сторону сверточных нейронных сетей. Однако, даже у передо-<br>вых архитектур сверточных нейронных сетей поиск и распознавание малоразмерных объектов<br>на изображениях вызывает трудности. Эта проблема напрямую связана с эффектом переобу-<br>чения модели нейронной сети. Переобучение модели нейронной сети можно оценить на основе<br>анализа кривых обучения. Для снижения вероятности переобучения применяют специальные<br>методы, которые объединяет термин регуляризация. Однако, в распознавании малоразмерных<br>объектов существующих методов регуляризации бывает недостаточно. В работе произведено<br>исследование разработанного алгоритма предварительной обработки последовательности<br>видеокадров, увеличивающего исходное пространство признаков новым независимым признаком<br>движения в кадре. Алгоритм предварительной обработки основан на пространственно-<br>временной фильтрации последовательности видеокадров, применение которого распространя-<br>ется на широкий спектр архитектур сверточных нейронных сетей. Для исследования характе-<br>ристик точности и распознавания сверточных нейронных сетей сформированы датасеты<br>изображений в градациях серого и изображений с признаком движения на основе среды разра-<br>ботки 3D графики Unreal Engine 5. В работе приведен критерий малоразмерности объектов на<br>изображениях. Произведено обучение и оценка характеристик точности тестовой модели<br>сверточной нейронной сети и анализ динамики кривых обучения тестовой модели. Показано<br>положительное влияние предложенного алгоритма предварительной обработки последова-<br>тельности видеокадров на интегральную точность обнаружения малоразмерных объектов</p> 2024-04-16T00:50:38+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/916 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТЕЙ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ НАБЛЮДАЕМОЙ СЦЕНЫ ИЗ СЕРИИ СНИМКОВ ДВИЖУЩЕЙСЯ КАМЕРЫ 2024-04-16T00:55:50+03:00 К.И. Морев morev-ki@ya.ru П.А. Ледерер plederer25@gmail.com <p>Статья посвящена исследованию влияния использования различных математических мо-<br>делей камер, следовательно, моделей формирования изображения сцены, при восстановлении<br>3-Д структуры сцены из набора 2-Д снимков в процессе движения камеры (восстановлении<br>структуры из движения, далее – СИД). Сравнительная оценка проводится для двух моделей<br>камер: классической модели камеры центральной проекции и, сравнительно новой, модели все-<br>направленной камеры. В статье дано краткое описание математической модели всенаправлен-<br>ной камеры, описанная модель используется в ходе экспериментов, также описаны способы<br>представления изображений от всенаправленных камер. Дополнительно дается описание ма-<br>тематической модели классической камеры центральной проекции. Описанная модель также<br>используется в ходе проведения экспериментов. Используемые при решении задачи восстанов-<br>ления структуры из движения аналитические выкладки кратко упоминаются в статье. Также<br>дается описание алгоритма получения 3-Д координат точек наблюдаемой сцены из последова-<br>тельности снимков в движении. Проведенные в рамках исследования эксперименты подробно<br>описаны в данной статье. Раскрыт процесс установки визуальных ориентиров, определения их<br>истинных 3-Д координат. Описаны действия по формированию наборов данных для получения<br>сравнительных оценок. В заключении работы дан анализ результатов экспериментов, выделе-<br>ны модели, позволяющие уменьшить погрешности восстановления 3-Д координат наблюдаемых<br>визуальных ориентиров.</p> 2024-04-16T00:55:50+03:00 Copyright (c) https://izv-tn.tti.sfedu.ru/index.php/izv_tn/article/view/917 АНАЛИЗ СЦЕНЫ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ПОДВИЖНЫХ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ 2024-04-16T01:00:42+03:00 С.М. Соколов sokolsm@keldysh.ru <p>Современные роботы способны выполнять все более сложные задачи, которые<br>обычно требуют высокой степени взаимодействия с окружающей средой, в которой им<br>приходится работать. Как следствие, роботизированные системы должны обладать глу-<br>бокими и конкретными знаниями о своих рабочих пространствах, которые выходят далеко<br>за рамки простого представления показателей, которое роботизированная система мо-<br>жет создать с помощью приёмов обработки только зрительных данных, например в зада-<br>че одновременной локализация и картографирования (SLAM). Анализ сцены является свя-<br>зующим звеном между распознаванием объектов и знанием об окружающем мире и в том<br>или ином виде присутствует в процессе извлечения из зрительных данных информации,<br>необходимой для решения конкретной задачи. В статье представляется систематизиро-<br>ванный подход к обеспечению анализа сцены бортовыми СТЗ. Рассматриваются техноло-<br>гии анализа сцены как составной части повышения степени автономности подвижных<br>РТК. Ряд технологий только предстоит освоить и воплотить в жизнь, но общая струк-<br>тура позволяет постепенно углублять анализ сцены на борту РТК, тем самым повышая<br>степень автономности без коренной переделки бортовой информационно-управляющей<br>системы и СТЗ, как ключевой части информационного обеспечения. Информация, извлечённая из зрительных данных, интегрируется в многослойную карту, обеспечивая высоко-<br>уровневое представление окружающей среды, которое воплощает в себе знания, необхо-<br>димые робототехническому комплексу для реального выполнения сложных задач. Много-<br>слойная карта представляет собой форму хранения знаний об окружающей обстановке и<br>объектов в ней. Эта карта объединяет пространственную иерархию объектов и мест с<br>семантической иерархией понятий и отношений. Описываются структуры для представ-<br>ления данных в различных слоях этой карты и механизмы их использования. В частности,<br>для описания маршрутов движения РТК, используются принципы интерпретирующей на-<br>вигации, для представления информации об условиях функционирования и объектах инте-<br>реса структуры сигнатур. В основе программной реализации предлагаемых механизмов<br>используется унифицированный подход на основе программного каркаса СТЗ реального<br>времени. Приводятся примеры использования описанных технологий при решении задач<br>информационного обеспечения целенаправленных перемещений наземных РТК.</p> 2024-04-16T01:00:42+03:00 Copyright (c)