РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАДАЧ В МУЛЬТИАГЕНТНЫХ СИСТЕМАХ

  • Ф. А. Хуссейн АО «НКБ Робототехники и систем управления»
Ключевые слова: Задача мульти коммивояжера, распределение задач, целераспределение, мультиагентные системы, централизованное управление, групповое управление

Аннотация

Проводится анализ задачи мульти-коммивояжера, которая является расширенной версией
классической задачи коммивояжера. В отличие от последней, задача мульти-коммивояжера предпо-
лагает участие нескольких коммивояжеров, каждый из которых должен посетить определенное
количество городов ровно один раз и вернуться в исходную точку, при этом минимизируя затраты
на путешествие. Задача мульти-коммивояжера представляет значительный интерес в области
оптимизации маршрутов и распределения задач между несколькими агентами. Основная цель иссле-
дования – разработка эффективного метода решения этой задачи, который сократит время вы-
полнения и оптимизирует использование ресурсов. В рамках исследования был разработан метод,
который базируется на сокращении размерности пространства решений. Данный метод позволяет
более эффективно распределять нагрузку и управлять ресурсами, что в конечном итоге способству-
ет сокращению общего времени выполнения задач. Одной из ключевых особенностей предлагаемого
метода является его универсальность и адаптивность к различным сценариям, включая ситуации с
различным количеством задач и коммивояжеров. Также проводилось исследование предложенного
метода с точки зрения влияние его гиперпараметров (коэффициент испарения феромона, количест-
во итерации, количество муравьёв) на качества решения и время расчета. Для оценки эффективно-
сти предлагаемого метода было проведено сравнительное исследование с использованием классиче-
ского метода решения задачи мульти-коммивояжера. Оценка результатов проводилась по трем
основным критериям: время вычислений для решения задачи мульти-коммивояжера, суммарная дли-
на пройденных маршрутов и максимальная длина маршрута среди всех коммивояжеров. Анализ экс-
периментальных данных показал, что разработанный метод значительно превосходит классический
по всем ключевым показателям. В частности, среднее время вычислений для решения задачи мульти-
коммивояжера уменьшилось на 52% по сравнению с лучшими известными классическими результа-
тами. Кроме того, средняя суммарная длина пройденных маршрутов уменьшилась на 12%, а макси-
мальная длина маршрута (показатель дисбаланса нагрузки) снизилась на 14%. Эти результаты
подтверждают высокую эффективность предложенного метода и его перспективность для прак-
тического применения в различных сферах, требующих оптимизации маршрутов и распределения
задач между несколькими исполнителями.

Литература

1. Giordani S., Lujak M., Martinelli F. Adistributed algorithm for the multi-robot task allocation problem,
Trends Applied Intelligent System. Springer, 2010, pp. 721-730.
2. Han-Lim C., Brunet L., How J. Consensus-based decentralized auctions for robust task allocation,
IEEE Transactions on Robotics, 2009, pp. 912-926.
3. Ping-an G., Zi-xing C., Ling-liY. Evolutionary computation approach to decentralized multi- robot task
allocation, International Conference on Natural Computation (ICNC), 2009, pp. 415-419
4. Khamis A.M., Elmogy A.M., Karray F.O. Complex task allocation in mobile surveillance systems,
J. Intell. Robot. Syst., 2011, 64, pp. 33-55.
5. Gutin G., Punnen A.P. The Traveling Salesman Problem and its Variations. – Springer, Boston, 2007.
6. Braekers K., Ramaekers K. Nieuwenhuyse I. The vehicle routing problem: State of the art classification
and review, Comput. Ind. Eng., 99.
7. Oncan T. A survey of the generalized assignment problem and its applications, Infor, 2007, 45,
pp. 123-141.
8. Van Buer M.G., Woodru D.L., Olson R.T. Solving the medium newspaper production/distribution
problem, European Journal of Operational Research, 1999, 115, pp. 237-253.
9. Carter A.E., Ragsdale C.T. Scheduling pre-printed newspaper advertising inserts using genetic algorithms,
Omega, 2002, pp. 415-421.
10. Kewei Huang, Dingwei Wang. Multiple traveling salesman problem and its application to hot rolling
planning, Application Research of Computers, July 2007, 24 (7), pp. 43-46.
11. Tang L., Liu J., Ronga А., Yang Z. A multiple traveling salesman problem model for hot rolling schedule
in Shanghai Baoshan Iron and Steel Complex, European Journal of Operational Research, 2000,
124 (2), pp. 267-282.
12. Kim K.H., Park Y.M. A crane scheduling method for port container terminals, European Journal of
Operational Research, 2004, 156, pp. 752-768.
13. Sheldon H. Jacobson, Laura A. McLay, Shane N. Hall, Darrall Henderson, Diane E. Vaughan. Optimal
search strategies using simultaneous generalized hill climbing algorithms, Mathematical and
Computer Modelling, 2006, 43, pp. 1061-1073.
14. Evelyn C. Brown, Cliff T. Ragsdale, Arthur E. Carter. A grouping genetic algorithm for the multiple
traveling salesperson problem, International Journal of Information Technology & Decision Making,
2007, Vol. 6, No. 2, pp. 333-347.
15. Harrath Y., Salman A.F., Alqaddoumi A., Hasan H., Radhi A. A novel hybrid approach for solving the
multiple traveling salesmen problem, Arab. J. Basic Appl. Sci., 2019, pp. 103-112.
16. Gomes D.E., Iglésias M.I.D., Proença A.P., Lima T.M., Gaspar P.D. Applying a Genetic Algorithm to
a m-TSP: Case Study of a Decision Support System for Optimizing a Beverage Logistics Vehicles
Routing Problem. Electronics, 2021.
17. Akbay M.A., Kalayci C.B. A Variable Neighborhood Search Algorithm for Cost-Balanced Travelling
Salesman Problem, Proceedings of the Metaheuristics Summer School, Taormina, Italy, 2018.
18. Muñoz-Herrera S.; Suchan K. Constrained Fitness Landscape Analysis of Capacitated Vehicle Routing
Problems, Entropy, 2022, pp. 53.
19. Xu H.L., Zhang C.M. The research about balanced route MTSP based on hybrid algorithm, Proceedings
of the 2009 International Conference on Communication Software and Networks, Chengdu, China,
2009, pp. 533-536.
20. Khoufi I., Laouiti A., Adjih C. A Survey of Recent Extended Variants of the Traveling Salesman and
Vehicle Routing Problems for Unmanned Aerial Vehicles, Drones, 2019, pp. 66.
21. de Castro Pereira S., Solteiro Pires E.J., de Moura Oliveira P.B. A Hybrid Approach GABC–LS to
Solve MTSP, Proceedings of the Optimization, Learning Algorithms and Applications. Springer International
Publishing: Cham, Switzerland, 2022, pp. 520-532.
22. Dorigo M., Birattari M., Stutzle T. Ant colony optimization, IEEE Comput. Intell. Mag., 2006, pp. 28-39.
23. Zhan S.C., Xu J., Wu J. The optimal selection on the parameters of the ant colony algorithm, Bull. Sci.
Technol, 2003, pp. 381-386.
24. Dorigo M. Optimization, Learning and Natural Algorithms. Ph.D. Thesis, Politecnico di Milano, Milano,
Italy, 1992.
25. Gambardella L.M., Dorigo M. Ant-Q: A reinforcement learning approach to the traveling salesman problem,
Machine Learning Proceedings 1995. Elsevier: Amsterdam, The Netherlands, 1995, pp. 252-260.
26. Dorigo M., Gambardella L.M. Ant colonies for the travelling salesman problem, Biosystems, 1997,
pp. 73-81.
27. Bullnheimer B., Hartl R., Strauss C. A New Rank Based Version of the Ant System—A Computational
Study, Cent. Eur. J. Oper. Res., 1999, pp. 25-38.
28. Guntsch M., Middendorf M. A population based approach for ACO, Proceedings of the Workshops on
Applications of Evolutionary Computation, Kinsale, Ireland, 3–4 April 2002. Springer: Berlin/
Heidelberg, Germany, 2002, pp. 72-81.
29. Lah Ivo. A new kind of numbers and its application in the actuarial mathematics, Boletim do Instituto
dos Actuários Portugueses, 1954, pp. 7-15.
30. de Castro Pereira S., Solteiro Pires E.J., de Moura Oliveira P.B. Ant-Balanced Multiple Traveling
Salesmen: ACO-BMTSP, Algorithms, 2023, pp. 37.
Опубликован
2024-10-08
Выпуск
Раздел
РАЗДЕЛ I. АЛГОРИТМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ