Статья

Название статьи ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Автор Е.В. Голубева, О.Н. Истратова
Рубрика РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц, год 10, 2013
Индекс УДК 159.922
DOI
Аннотация Предлагается модель формирования экономического сознания у детей и подростков, основными положениями которой являются следующие: структура экономического сознания является инвариантной, а содержание ее компонентов обогащается, расширяется и усложняется при переходе от одной возрастной ступени к другой; на каждом возрастном этапе можно выделить «доминирующий» и «западающий» компонент экономического сознании; доминирующим компонентом на каждом возрастном этапе становится тот, который наиболее тесно связан с основным психологическим новообразованием; противоречия, возникающие между преобладающим и «западающим» компонентом, «выводят» последний на доминирующие позиции в следующий возрастной период.

Скачать в PDF

Ключевые слова Экономическое сознание; возрастные закономерности; дошкольный возраст; младший школьный возраст; подростковый возраст.
Библиографический список 1. Бабицкая Т.Н., Черемухина К.С. Особенности мышления младших школьников, обусловленные задачами экономической социализации // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы третьей Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. проф. Карнышева А.Д. – Иркутск:
изд-во БГУ ЭП, 2002. – С. 241-244.
2. Бадмаева С.В. Экономическая социализация людей разного возраста в современных условиях // Экономическая психология в современном мире: сборник научных статей
/ Отв. ред. А.Н. Лебедев. – М.: Экон-информ, 2012. – С. 9-29.
3. Галкина Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: Дисс… канд. пед. наук. – Челябинск, 1999. – 226 с.
4. Голубева Е.В. Мир экономики глазами детей // Экономика в школе. – 2006. – № 4. – С. 8-18.
5. Голубева Е.В. Проблема соотношения экономического и нравственного в воспитании детей // Известия ТРТУ. – 2006. – № 1 (56). – С. 23-26.
6. Грошев И.В. В любой ситуации получать выгоду // ЭКО. – 2002. – № 12. – С. 161-170.
7. Дробышева Т.В. Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке // Психология в экономике и управлении. – 2011. – № 1. – С. 55-61.
8. Ермакова И.В. Социально-психологические факторы экономической социализации старших подростков: Дисс. … канд. психол. наук. – Чебоксары, 2008. – 160 с.
9. Жилина Ж.А. Дети и экономика. Результаты исследования экономической социализации дошкольников // Психология в экономике и управлении. – 2009. – № 1. – С. 76-84.
10. Иванаева М.Е. Создание ситуаций нравственного выбора как средство развития ценностных ориентаций старшеклассников // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The
Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Июль 2012, ART 1833. – CПб., 2012г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1833.htm. – Гос. рег. 0421000031. – ISSN 1997-8588. – [дата обращения 29.07.2013].
11. Истратова О.Н., Кузнецова Т.С. Возможности формирования предпосылок качеств субъекта труда при подготовке ребенка к школе // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2012. – № 10 (135). – С. 194-199.
12. Куповых Ж.Г., Истратова О.Н. «Образ Я» подростков, психологически зависимых от родителей // Известия ТРТУ. – 2006. – № 11 (66) – С. 233-237.
13. Мизина Н.Н. Особенности психологической помощи в случае «домашнего воровства», совершенного подростком // Известия ТРТУ. – 2006. – № 1 (56). – С. 150-154.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 456 с.
15. Леонтьев А. Дети и бизнес // Народное образование. – 2001. – № 10. – С. 171-173.
16. Лызь Н.А., Лабынцева И.С., Прима А.К. Субъектный подход к обеспечению безопасности студентов технического вуза // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. – № 4 (129). – С. 134-140.
17. Семенов М.Ю. Гендерные особенности экономического сознания старших подростков // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы II международной Интернет-конференции / Отв. ред. М.Ю. Семенов. – Омск: Изд-во "Полиграфический центр КАН", 2007. – С. 62-85.
18. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологический журнал. – 1989. – № 1. – С. 22-31.
19. Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. – 2000. – № 2. – С. 94-102.
20. Щедрина Е.В. Исследования экономических представлений у детей // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 157-164.
21. Экономическая психология / Под. ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
22. Berti A.E. Knowledge restructuring in an economic subdomain: Banking. In W. Schnotz, S. Vosniadou and M Carretero (Eds), New perspectives on conceptual change. Amsterdam: Pergamon. 1999. – P. 113-135.
23. Furnham A. Children's understanding of the economic world // Australian J. of Education. – 1986. 30. – № 3. – Р. 219-240.
24. Lewis A., Webley P. & Furnham A.F The New Economic Mind. Brighton: Harvester Wheatsheaf. 1995.
25. Webley P. Children’s understanding of Economics. Chapter in Barrett, M. & Buchanan-Barrow, E. (Eds.). Children's Understanding of Society. Hove: Psychology Press. 2002.

Comments are closed.