Статья

Название статьи КОНСТРУКТИВИЗМ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ: АНАЛИЗ И КРИТИКА ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
Автор Д.К. Куликов
Рубрика РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц, год 10, 2012
Индекс УДК 159.95
DOI
Аннотация Статья посвящена критическому анализу и оценке конструктивизма в современной психологии. Раскрыты основные положения этого направления в области психологии познавательных процессов. Рассматривается проблема истоков и предшественников конструктивизма, охарактеризованы его эпистемологические принципы. Анализируются теоретические противоречия этого направления, и обоснована непоследовательность и неправомерность сближения конструктивизма с теориями Ж. Пиаже и культурно-исторической психологией (Л.С. Выготский). Также показана культурная и историческая основа субъектной модели человека, предлагаемой конструктивизмом.

Скачать в PDF

Ключевые слова Конструктивизм; эпистемология; теория отражения; познавательные процессы; восприятие; мышление; аутопоэз; релятивизм.
Библиографический список 1. Raskin J.D. Constructivism in psychology: Personal construct psychology, radical constructivism, and social constructionism // J.D. Raskin, S.K. Bridges (Eds.). Studies in meaning: Exploring constructivist psychology. – N.Y.: Pace University Press, 2002. – P. 1-25.
2. Kelly G. The Psychology of Personal Constructs, Vol. 1. – N.Y.: Norton, 1955. – xviii+556 p.
3. Ватцлавик П. Адаптация к действительности или адаптированная «реальность»? Конструктивизм и психотерапия // Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Mьnchen: Erscheinungsjahr, 2000. – 332 c.
4. Cobb P. Constructivism // Encyclopedia of Psychology. – W., D.C.: 2000. – Vol. 3. – P. 277-279.
5. Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – C. 35-45.
6. Glasersfeld E. von. Radical Constructivism: A way of knowing and learning. – L.: Falmer Press, 1995. – 213 p.
7. Глазерсфельд Э. фон. Введение в радикальный конструктивизм // Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Mьnchen: Erscheinungsjahr, 2000. – 332 c.
8. Dell P.F. Review of “The Invented Reality: How Do We Know What We Believe We Know? (Contributions to Constructivism)” By Paul Watzlawick (Ed.), – N.Y.: W.W. Norton & Co., 1984 // Family Process. – 1985. – № 24. – P. 281-296.
9. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: ПрогрессТрадиция, 2001. – 224 c.
10. Rogers S., Epstein W. Theoretical Approaches // E.B. Goldstein (Ed.). Encyclopedia of Perception. – L.A.: SAGE Publications, Inc., 2010. – P. 994-999.
11. Ферстер Х. фон. О конструировании реальности // Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Mьnchen: Erscheinungsjahr, 2000. – 332 c.
12. Конструктивизм в эпистемологии и науках о человеке (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2008. – № 3. – C. 3-37.
13. Режабек Е.Я. Радикальный конструктивизм: критический взгляд // Вопросы философии. – 2006. – № 8. – C. 67-77.
14. Martнnez-Delgado A. Radical constructivism: Between realism and solipsism // Science Education. – 2002. – Vol. 86, № 6. – P. 840-855.
15. Glasersfeld Е. von. An Interpretation of Piaget’s Constructivism // Revue Internationale de Philosophie. – 1982. – Vol. 36, № 4. – P. 612-635.
16. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. Пер. с франц. М. Малеевой. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 160 c.
17. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – C. 27-37.
18. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – C. 113-121.
19. Meyer D.L. The Poverty of Constructivism // Educational Philosophy and Theory. – 2009. – Vol. 41, № 3. – P. 332-341.

Comments are closed.