Статья

Название статьи СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ БЕСКОНТАКТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕСА И ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Автор А. М. Пашаев, А. Р. Гасанов, Р. Н. Набиев, И. А. Искендеров
Рубрика РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Месяц, год 03, 2018
Индекс УДК 629.73: 621.396
DOI
Аннотация Правильная загрузка и центровка воздушных судов (ВС), перед вылетом играет важную роль в повышении эффективности и безопасности полетов. Широко используемые методы и средства определения загрузки и центровки перед вылетом, основным из которых является графический метод, не являются математически точными, т.к. в расчётах берётся средний вес пассажиров. Наряду с этим, требуются большие затраты времени на проведение вычислений и заполнений документаций, а точность расчетов зависят ещё от квалификации работника. Поэтому, разработка систем определения массы и центра тяжести (ЦТ) с повышенной точностью, оперативностью и информативностью является в настоящее время весьма актуальной задачей. В работе проведён анализ особенностей существующих методов и средств определения загруженности и центровки, а также подготовительных операций по определению центра масс, расчета весовых и центровочных данных ВС. На примере самолёта А320-214 проведён анализ среднеквадратического отклонения, средней погрешности вычисления и вероятной погрешности определения веса самолета. Проанализированы особенности Loadsheet (загрузочной таблицы) и Trimsheet (таблицы центровки) и трудности, связаннные с их использованием. Рассмотрены особенности электронных весов, позволяющих определить загруженность и центровку ВС в стационарных условиях и мобильных электронных весов, основанных на датчиках давления, как основных средств непосредственного измерения веса, а также возможности практического применения более современных методов определения веса и центра тяжести ВС. Дано описание сути и возможностей ранее разработанного метода бесконтактного определения загруженности. Приведены результаты теоретических и экспериментальных исследований по разработке системы бесконтактного определения веса и центровки ВС. Обоснован выбор методов и средств измерения вертикального перемещения фюзеляжа ВС для реализации предлагаемой системы. Приведена модель построения предлагаемой системы с применением бесконтактного метода, как бортового применения, так и наземного варианта применения. Приведены результаты экспериментальных исследований проводимых на примере различных типов самолётов. Рассмотрены возможности и перспективы построения системы бесконтактного дистанционного контроля загруженности и центровки самолётов.

Скачать в PDF

Ключевые слова Загрузка; масса; центр тяжести; взвешивание; перемещение фюзеляжа; бесконтактное измерение; дистанционный контроль.
Библиографический список 1. Гасанов А.Р., Искендеров И.А., Агаев Э.А. Влияние степени загруженности и центровки воздушных судов на авиапроисшествия и методы их определения // Материалы XI Международной НТК «АВИА-2009». – Киев, 2009. – Т. 2. – C. 15.29-15.32.
2. National Aerospace Laboratory NLR-TP-2007-153. Analysis of aircraft weight and balance related safety. – URL: http://www.skybrary. aero/bookshelf/books /1149.pdf. EASS,
12-14.03. 2007.
3. Черепащук Г.А., Потыльчак А.П., Борзенкова А.В. Повышение точности взвешивания и центровки летательных аппаратов // Авиационно-космическая техника и технология.
– 2014. – № 1. – С. 66-72.
4. Aircraft Weight and Balance Handbook. FAA-H-8083-1A”, 2007, Washington D.C. U.S. Government Printing Office. pg.23. – URL: https://www.faa.gov/regulations_ policies/ handbooks _manuals/aviation/media/FAA-H-8083-1.pdf.
5. Марченко Д. Центровка воздушного судна: мировая практика, актуальные проблемы, перспективы развития. – URL: http://www.ato.ru/content/centrovka-vozdushnogo-sudna-mirovaya-praktika-aktualnye-problemy-perspektivy-razvitiya. 2013.
6. Загорский В.А., Киселев Д.Ю., Санчутов В.И. Испытания воздушных судов: электрон. уч. пособ. – Самара: Изд-во СГАУ, 2014. – 75 с.
7. Руководство по центровке и загрузке самолетов ГА СССР. РЦЗ-83. Часть 1 и 2. – М., 1983. – 83 с. (168 с).
8. Determination of center of balance and center of gravity. – URL: http:/ /www.globalsecurity. org /military /library/policy/army/fm/55-17/ch17.htm.
9. Богоявленский А.А., Ермолаева О.Л. Формирование системы контроля массы воздушных судов в процессе эксплуатации // Научный Вестник МГТУ ГА. – 2012. – № 175.
– C. 147-153.
10. Богоявленский А.А. Внедрение мониторинга массы и центровки в процессе технической эксплуатации воздушных судов // Мир измерений. – 2012. – № 8. – С. 9-10.
11. Борзенкова А.В., Черепащук Г.А. Метрологическое моделирование при аттестации систем взвешивания // Системи обробки інформації. – 2013. – Вип. 3 (110). – C. 90-94.
12. Пат. № 2 319 115 РФ. МПК G01G 19/07. Способ определения веса и положения центра тяжести самолета / Миронов А.Д., Юнисов Р.Р., Иванов М.Т. Заявл. 15.05.2006г. Опубл. 10.03.2008, Бюлл. № 7.
13. Пат. № 2 463 567РФ. МПК G01G 19/07. Система определения положения центра тяжести самолета перед взлетом / Берестов Л.М., Мирошниченко Л.Я., Калинин Ю.И. и др. Заявл. 28.04.2011. Опубл. 10.10.2012, Бюл. № 28.
14. Аскеров Дж.Дж., Набиев Р.Н., Искендеров И.А. Цифровой измеритель загруженности // Научные труды НАА. – Баку, 2003. – Вып. 2. – С. 17-23.
15. Предложение по созданию «Бортовой системы измерения веса и положения центра тяжести самолета». – URL: http://www.rkk.ru/products/nc/wbs.shtml.
16. Пашаев А.М., Искендеров И.А., Агаев Э.А. Бесконтактный метод определения загруженности воздушного судна по вертикальному перемещению фюзеляжа // Материалы XIII Международной НТК «АВИА -2013». – Киев, 2013. – T. I. – С. 1.93-1.97.
17. Pashayev A. M., Hasanov A. R., Agayev E.A., Karimov S.M. Imaging Method Application Peculiarities in Contactless Determination of Aircraft Loading Limitation // Asian Journal of Computer and Information Systems. – 2014. – Vol. 2, No. 1. – P. 9-13. ISSN: 2321 – 5658.
18. Силаев А.А. Спектральная теория подрессоривания транспортных машин. – М.: Машиностроен, 1972. – 277 с.
19. Пашаев А.М., Гасанов А.Р., Искендеров И.А., Агаев Э.А. Бесконтактный метод определения степени загруженности и центровки воздушных судов. Патент-Изобр. АР, İ2016 0003,. Гос. Ком. по Ст., Метр. и Пат., Б., 2016.
20. Cummins J. , Bering A., Adams D., Sterkenburg R. Automated Estimation of an Aircraft’s Center of Gravity Using Static and Dynamic Measurements. – URL: https://sem.org/ automated-estimation-of-an-aircrafts-center-of-gravity-using-static-and-dynamic-measurements-10-pages/.
21. Airbus A319. Aircraft characteristics / Airport and maintenance planning. AIRBUS S.A.S.Customer Serv. Tech. Data Supp. and Serv. 31707 Blagnac Cedex.FRANCE. 2012. – 542 p.

Comments are closed.