Статья

Название статьи АРХИТЕКТУРА РАСПРЕДЕЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДОВ ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ
Автор О.С. Ипатов, А.А. Кобяков, А.М. Федоров, К.В. Лапшин
Рубрика РАЗДЕЛ III. РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ
Месяц, год 10, 2015
Индекс УДК 004.896
DOI
Аннотация В области критических технологий весьма резко заявляет о себе проблема создания единого информационного пространства для разнородных объектов, оперирующих в этом пространстве. Возможность доступа подсистем комплекса к объединенным информационным ресурсам влечет за собой рост рисков возникновения конфликтов между объектами информационного пространства, что, безусловно, снижает эффективность управления. В статье предлагается концепция создания распределенного комплекса мониторинга и управления движением судов по Северному морскому пути. На основе представленной концепции предлагается архитектурное решение распределенного комплекса мониторинга и управления. Характерным отличием распределенного комплекса мониторинга и управления является необходимость выработки решений и выполнения процедур управления в условиях жесткого реального времени, когда промедление с реакцией может приводить к необратимому развитию событий и неприемлемым последствиям. В статье обозначены основные проблемы по рассматриваемой тематике с учетом особенностей комплекса. Рассматривается архитектура верхнего «интеллектуального» уровня комплекса, реализуемая на основе гибридной экспертной системы и темпоральной базы знаний. Привлечение сложных форм знаний и применение адекватного аппарата их представления и обработки служит основой интеллектуальной технологии проектирования комплекса, которая заключается не в последовательном наращивании возможностей путем подключения дополнительных программных модулей и создания баз данных, а в радикальном перераспределении вычислительных работ и концентрации проектных задач в гибридной экспертной системе, которая рассматривается, как особая комплексная подсистема со своей информационной базой и программным обеспечением общего и специального назначения. Предлагаемые в статье архитектурные решения позволяют спроектировать распределенный комплекс мониторинга и управления движением судов по Северному морскому пути и решить поставленные перед комплексом задачи. Разработанный на основе представленной концепции комплекс позволит обеспечить технологическую информационную независимость от зарубежной продукции (импортозамещение), а также сформировать единое информационного пространство Арктического морского судоходства Российской Федерации.

Скачать в PDF

Ключевые слова Интеллект; архитектура; мониторинг; знания; управление; экспертные системы; базы знаний; информация.
Библиографический список 1. Васильевский А.С., Лапшин К.В. Вариационный метод синтеза облика интеллектуальной системы управления сложного динамического объекта // Наука и технологии: Материалы XXXV Всероссийской конференции, посвященной 70-летию Победы. – М.: РАН, 2015. – Т. 4. – С. 76-79.
2. Кондратьев Д.А., Лапшин К.В. Задача синтеза однородного информационного пространства при его формировании различными источниками данных // Сборник трудов Международной конференции «Системный анализ, комплексное моделирование и технологии аэрокосмического мониторинга». – Санкт-Петербург, 2013.
3. Никольцев В.А., Васильевский А.С. Проектирование систем управления – новая идеология // Сб. «Ведомости судостроения». – Т. 1. Системы управления. – СПб.: Судостроение, 1998.
4. Luger G. Artificial Intelligence Structures and Strategies for Complex Problem Solving. – Addison Wesley. Boston, 2002.
5. Охтилев М.Ю., Соколов Б.В., Юсупов Р.М. Интеллектуальные технологии мониторинга и управления структурной динамикой сложных технических объектов // Серия: Информатика: неограниченные возможности и возможные ограничения. – М.: Наука, 2006. – 410 с.
6. Гаврилова и др. Базы знаний интеллектуальных систем: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2000. – 384 c.
7. Интеллектуальные системы автоматического управления / Под ред. Макарова И.М., Лохина В.М. – М.: Физматлит, 2001. – 576 с.
8. Ярушкина Н.Г. Основы теории нечетких и гибридных систем: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 c.
9. Гелеверя Т.Е., Лапшин К.В., Марков М.М., Францев И.Р. Морфологический подход к решению задачи синтеза облика корабельной интеллектуальной системы управления // Научно-техн. Cб. ФНПЦ ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» «Корабельные и бортовые многоканальные информационно-управляющие системы». – СПб., 2013. – Вып. № 19. – С. 81-94.
10. Никольцев В.А., Васильевский А.С., Николаев О.А. Интеллектуальные технологии в проектировании систем управления // Материалы III Международной конференции ISC'2002. – СПб., 2002.
11. Perlis D., Purang K., Purushothaman D., Andersen C., Traum D. Modeling time and metareasoning in dialog via active logic // Working Notes of AAAI Fall Symposium on Psychological Models of Communication. – 2005.
12. Ямщиков Ю.А. Онтология проектирования корабельных информационно-управляющих систем // Научно-техн. сб. ФНПЦ ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» «Корабельные и бортовые многоканальные информационно-управляющие системы». – 2014. – Вып. № 21. – С. 98-107.
13. Russel S., Norvig P. Artificial Intellegence. A Modern Approach. – Prentice Hall. New Jersey, 2005.
14. Коржавин Г.А., Васильевский А.С., Лапшин К.В., Селивохин О.С. Архитектура интегрирующего ядра распределенной информационной среды испытаний радиоэлектронных систем корабля // Научно-техн. сб. ФНПЦ ОАО «Концерн «Гранит-Электрон» «Корабельные и бортовые многоканальные информационно-управляющие системы». – 2013. – Вып. № 19. – С. 190-195.
15. Марков М.М., Лапшин К.В., Селивохин О.С. Метод разрешения конфликтов в информационной среде проектирования сложного динамического объекта // Научная сессия ГУАП: сб. докл.: в 3 ч. Ч. 2. Технические науки. – СПб.: ГУАП, 2014. – С. 230-234.
16. Васильевский А.С., Подоплекин Ю.Ф., Ямщиков Ю.А. Принцип «облачного» архитектурного решения проектирования корабельных интегрированных многофункциональных информационно-управляющих систем // Научно-технический журнал судостроительной промышленности РФ «Проблемы развития корабельного вооружения и судового радиоэлектронного оборудования». – 2014. – № 3. – С. 78-82.
17. Лапшин К.В. Многоуровневые модели распределенных комплексов проектирования сложных технических систем // Труды XX научно-технической конференции ОАО «Концерн «Гранит-Электрон».
18. Мальцев В.Б. Анализ состояния технических систем. – М., 1992. – 181 с.
19. Форсайт Р. Экспертные системы. Принципы работы и примеры. – М.: Радио и связь, 1987. – 224 c.
20. Попов Э.В., Фоминых И.Б., Кисель Е.Б., Шапот М.Д. Статические и динамические экспертные системы. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 320 c.

Comments are closed.