Статья

Название статьи АНТИБОКСОВОЧНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ РЕЛЬСОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Автор А.Н. Попов, И.А. Радионов
Рубрика РАЗДЕЛ III. БЕЗОПАСНОСТЬ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ
Месяц, год 08, 2014
Индекс УДК 681.51
DOI
Аннотация Рассматривается актуальная проблема синтеза регулятора тяги в системе «тяговый привод – колесная пара (КП) – путь». В указанной системе имеет место процесс боксования, представляющий собой чрезмерное проскальзывание КП относительно рельсового полотна. Данный эффект негативно сказываются на тяговых свойствах локомотива, а также увеличивает износ КП и поверхности рельса. Основные современные методы решения данной задачи строятся на принципах увеличения коэффициента сцепления в контакте «колесо – рельс» и отслеживания ускорения угловой скорости вращений КП, что позволяет судить о развитии процесса боксования. Используемые методы не способны формировать максимальный момент тяги в условиях изменяющегося коэффициента сцепления. Предлагается новый подход к синтезу регуляторов тяги, основанный на методах синергетической теории управления, который базируется на принципах направленной самоорганизации и управляемой декомпозиции нелинейных систем. Синтезированный регулятор обеспечивает заданную скорость скольжения КП относительно полотна рельса, тем самым реализуя режим максимальной тяги локомотива.

Скачать в PDF

Ключевые слова Боксование; регулирование тяги; синергетический синтез регуляторов; подвижный состав.
Библиографический список 1. Гарг В.К., Дуккипати Р.В. Динамика подвижного состава: Пер. с англ. / Под ред. Н.А. Панькина. – М.: Транспорт, 1988. – 391 с.
2. Вербек Г. Современные представления о сцеплении и его использовании // Железные дороги мира. – 1974. – № 4. – С. 28-53.
3. Исаев И.П., Лужнов Ю.М. Проблемы сцепления колес локомотива с рельсами. – М.: Машиностроение, 1985. – 238 с.
4. Коган А.Я. Взаимодействие колеса и рельса при качении // Вестник ВНИИЖТ. – 2004. – № 5. – С. 33-40.
5. Марков Д.П. Взаимосвязь коэффициента трения с проскальзыванием в условиях взаимодействия колеса с рельсом // Вестник ВНИИЖТ. – 2003. – № 3. – С. 31-33.
6. Шарпан Е.Н. Применение метода акустической эмиссии для исследования процесса формирования сцепных характеристик контакта колесо–рельс // Вестник ВНИИЖТ. – 2005. – № 5. – С. 31-35.
7. Самме В.Г. Новые результаты в теории сцепления локомотива // Транспорт Российской Федерации. – 2010. – № 3 (28). – С. 14-16.
8. Колпахчьян П.Г. Адаптационное управление асинхронным тяговым приводом магистральных электровозов. – Ростов-на-Дону: Изд-во журн. «Изв. вузов Сев.-Кавк. регион», 2006. – 131 с.
9. Ковалев Р.В., Матюшков С.Ю., Пугачев А.А., Роговцев Г.В., Федяева Г.А. Совершенствование системы управления тяговым электроприводом грузового локомотива // Известия Тульского государственного ун-та. – 2010. – № 3. – Ч. 2. – С. 109-114.
10. Колесникова А.А. Синергетическая теория управления. – М.: Энергоатомиздат, 1994. – 344 с.
11. Колесников А.А. Синергетическая концепция системного синтеза: единство процессов самоорганизации и управления // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2006. – № 6 (61). – С. 10-38.
12. Разработка комплекса предотвращения боксования: отчет о НИР (заключ.) / Рост. гос. ун-т. пут. сообщ. (РГУПС); рук. Коропец П.А. – Ростов-на-Дону, 2000. – 53 с. – № ГР 01.02.00 10888. – Инв. № 02.20.00 05443.
13. Веселов Г.Е., Попов А.Н., Радионов И.А. Синергетическое управление асинхронным тяговым электроприводом локомотивов // Известия РАН. Теория и системы управления. – 2014. – № 4. – С. 123-137.

Comments are closed.