Статья

Название статьи СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПИЛОТА НА ЭТАПАХ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ
Автор Б.В. Павлов, А.М. Шевченко
Рубрика РАЗДЕЛ IV. БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
Месяц, год 03, 2011
Индекс УДК 629.73.02; 681.5.01
DOI
Аннотация Человеческий фактор ответствен за большинство происшествий на этапах взлета и посадки. Для уменьшения психологической нагрузки и повышения ситуативной уверенности пилота в работе предлагаются алгоритмические и программные средства информационной поддержки. Методологической основой всех инноваций является энергетический подход к пространственному движению летательных аппаратов. На основе этого подхода сгенерированы информационные посылки для отображения на приборной панели в кабине экипажа: 1) индекс управления тягой двигателя, функционально подобный различным символическим маркерам для ручного управления траекторией полета; 2) панель оповещения и предупреждения об атмосферных возмущениях; 3) индикатор резерва расстояния или времени для принятия решения относительно возможности продолжения взлета и последующего подъема на высоту, достаточную для пролета над впередилежащим препятствием; 4) оценка тормозного пути в случае экстренного торможения.

Скачать в PDF

Ключевые слова Информационная поддержка; взлет; посадка; приборная панель.
Библиографический список 1. Statistical Summary of Commercial Jet Airplane Accidents, 1959. – 2008, Boeing.
2. Кофман В.Д., Полтавец В.А., Теймуразов Р.А. Сравнительный анализ безопасности полетов отечественных и зарубежных самолетов // Транспортная безопасность и технологии. – 2005. – № 4.
3. Борисов В.Г., Начинкина Г.Н., Шевченко А.М. Энергетический подход к управлению полетом // Автоматика и телемеханика. – 1999. – № 6. – С. 59-70.
4. Kurdjukov A.P., Nachinkina G.N., Shevtchenko A.M. Energy approach to flight control / AIAA Conf. Navigation, Guidance & Control. AAIA. – Boston, 1998. –P. 98-4211.
5. Павлов Б.В., Шевченко А.М., Начинкина Г.Н. Энергетический подход и его использование для проектирования систем управления полетом // Актуальные проблемы авиационных и аэрокосмических систем. – 2003. – Вып. 2 (16). – Т. 8. – С. 24-43.
6. Борисов В.Г., Павлов Б.В., Шевченко А.М. Средства информационной поддержки пилота в нештатных ситуациях // Материалы 7-й научно-технической конференции «Мехатроника, автоматизация, управление». – СПб.: ОАО «Концерн «ЦНИИ Электроприбор»», 2010. – С. 74-77.
7. Psiaki M.L., Stengel R.F. Optimal Aircraft Performance During Microburst Encounter // J. Guidance, Control and Dynamics. – 1991. – Vol. 14, № 2. – P. 440-446.
8. Bach R. E., Wingrove R.C. The Analysis of Airline Flight Records for Winds and Application to the Delta 191 Accident // AIAA. – P. 86-2227.

Comments are closed.